Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

20 декабря в Одессе в храме апостола Андрея Первозванного состоялась встреча Одесского богословского общества, приуроченная к 40-летию со дня смерти реформатского немецкого теолога Карла Барта.

 

Теология Карла Барта целиком и полностью по-евангелически
направлена на утверждение центрального положения Иисуса,
и именно потому по-католически универсальна.


Ганс Кюнг.
«Великие христианские мыслители».

 

Александр ДоброерВ заседании Одесского богословского общества приняли участие богословы из Украинской Греко-Католической, Римско-Католической Церквей, Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата, Церкви евангельских христиан.

В докладе российского католического богослова, эксперта Европейского института социальных коммуникаций (ЕИСК) Кирилла Войцеля прошедший двадцатый век был назван «кризисом для современного человечества и человека». «Кризисом» не только в обыденном понимании как некий переломный момент, но и как κρισις – в библейском значении как суд, приговор», — отметил Кирилл Войцель.

В докладе, который назывался «Карл Барт как открыватель современной керигмы. Керигма под знаком НЕТ» рассматривались виды традиционной керигмы (т.е. проповеди о воскресении Иисуса Христа) и новаторство Карла Барта, для которого воскресение Мессии прежде всего означало суд миру, кризис человеческой культуры и даже прерывание времени.

«Будучи одним из немногих теологов, которые отреагировали на кризис ХХ в. и будучи в этой реакции последовательным, Барт предложил некую новую керигматическую интерпретацию центрального события откровения в воскрешении Христа как радикального суда Бога – над миром, человеком и его культурой, настолько радикальным, что суд этот затрагивает и саму керигму как воплощенное Слово – справедливо распятое и отвергнутое и принятое в этом распятии и отвержении самим Богом как Богом», — отмечает докладчик.

Современное богословие не является достоянием исключительно тех конфессий, которым принадлежат его авторы. Оно оплодотворяет мысль других конфессий и церквей. Кирилл Войцель в своем докладе сумел показать, в чем значимость Карла Барта не только для пресвитериан, но и для всех христиан постмодернистского общества.

Вторым докладчиком выступил капеллан Христианского гуманитарно-экономического университета Сергей Суетин, доклад которого был озаглавлен «Карл Барт: позвольте Богу быть Богом». Особенное внимание докладчик сакцентировал на критике Бартом теории богопознания через общее откровение. «По мнению Барта, возможность полноценного богопознания и богопочитания вне Христа сделала бы приход Иисуса необязательным и не вселенски значимым», — отметил Сергей Суетин.

Сергей СуетинПосле заслушивания докладов одесские богословы обсудили ряд положений теологии Карла Барта, в частности возможность богопознания вне рамок официального христианства, соотношение христианства и иудаизма, а также роль писаний нового Завета в передачи Слова Божьего, которым является Сам Христос.

«Католическая Церковь в трактате Nostra aetate признала существование «крупиц истины» и в нехристианских религиях. Однако подлинность духовного опыта нехристианина познается в момент его встречи со Христом и Его учением, — считает редактор портала «Православные католики Одессы» Михаил Шелудько. — Если по встрече с Евангелием человек не распознает во Христе голос Бога, его духовный опыт либо совсем ложен, либо слишком ничтожен, чтобы говорить о каком-то богопознании.»

Православный священник и религиовед о. Сергий Черба со своей стороны отметил, что говорить об общности современного иудаизма и христианства практически невозможно. «Известный нам сегодня иудаизм обязан своей нынешней формой средневековым иудейским мыслителям и философам. Он очень сильно отличается даже от того, каким был во времена Христа, от того, как иудеи поклонялись и служили Богу две тысячи лет тому назад. Что уже говорить о сходствах с христианством?», — вопрошает о. Сергий.

Собравшиеся также смогли ознакомиться с публикациями Карла Барта и о нем, появившиеся в странах СНГ начиная с 1992 года, было представлено практически все, что вышло за эти годы.

«Фигура Барта значительна как для богословия XX, так и XXI века», — комментирует директор Европейского института социальных коммуникаций Александр Доброер. «В то же время он практически неизвестен в Украине, а в России его труды только начали переводить.» По словам Александра Доброера, ЕИСК предложил данную тему заседания с тем, чтобы обратить внимание одесского богословского сообщества на личность немецкого богослова. «Почин одесских богословов может стать толчком к изучению наследия этого великого теолога в Украине», — считает директор ЕИСК.

СПРАВКА: Карл Барт (нем. Karl Barth; 10 мая 1886, Базель — 10 декабря 1968) — немецкий протестантский теолог, один из основателей т.н. диалектической теологии.


Одесское богословское общество было основано 1 апреля 2006 года. Членами его являются богословы и лидеры христианских конфессий г. Одессы.