Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

УГКЦКиевская журналистка Алла Бойко глазами стороннего наблюдателя описывает для российских читателей современную УГКЦ: социальную деятельность, менталитет греко-католиков, отношения Церкви и общества.

Украинская Греко-Католическая Церковь: взгляд со стороны

У нас популярен такой анекдот: "Попал украинец на необитаемый остров. Через десять лет приплывает на этот остров корабль. Украинец показывает долгожданным гостям свое хозяйство:
– Это моя хата, вот – сад-огород, там – хлев…
– А там что? – спрашивают украинца.
– Это моя церковь. Я ее люблю, я там молюсь, – отвечает.
– А рядом что? – Другая моя церковь, я туда не хожу, там я не молюсь!"

В этой шутке – отношение киевлян, как, впрочем, и многих жителей центральной и восточной Украины к Греко-Католической Церкви. О ней знают немного, но часто относятся предвзято: что-то уж очень непонятно, православные они или католики. И потому прихожане православных конфессий, равно как и верные Римско-Католической Церкви греко-католические храмы принципиально не посещают.

В Киеве острословы называют храмы греко-католиков "местом встречи львовян" или галичан, как кому угодно. И доля правды в этом есть: большая часть прихожан – выходцы из западной части Украины: Львовской, Ивано-Франковской, Тернопольской и других областей, в которых процент верующих и регулярно посещающих храмы значительно выше, чем в восточных и центральных областях. На востоке государства тоже есть Греко-католические экзархаты - Донецко-Харьковский и Одесско-Крымский, - но прихожан там совсем немного. Церковь для многих киевских греко-католиков действительно второй дом, поэтому храм никогда не пустует и, похоже, закрывается только ночью.

Те же острословы утверждают, что Греко-Католическая Церковь – гнездо украинских националистов (прошу не путать с шовинистами!). Думаю, что и это справедливо. Церковь, которая смогла сберечь украинскую культуру в условиях имперской России и не менее имперского Советского Союза, сохранить богослужебный язык (да, мову!), уникальное понимание религии, присущее народу, сакральные памятники и воплотить в себе два доминантных течения христианства – католическое и православное, веками равноправно существующие в Украине, может называться Церковью нации.

Национальной эту Церковь можно считать еще и потому, что у священников-греко-католиков нет желания втягивать украинцев в какой-то другой "мир" (западный, восточный, русский, арабский, китайский, иудейский, монголо-татарский – нужное подчеркнуть). Они хотят построить свой украинский мир, и этого им вполне достаточно.


Следует признать, что на почетное звание "национальной", похоже, в такой степени не претендует ни одна Церковь в Украине, если не считать крайне немногочисленную "РУНВиру" ("Родная украинская национальная вера", форма неоязычества).

Греко-Католическая Церковь пользуется огромным авторитетом у своих прихожан. Я не помню ни единого случая, когда бы греко-католик или тем более греко-католичка иронично или просто шутливо говорили бы о своем духовном отце или церкви. И жертвуют они на храмы немало, причем не только деньги. Вполне добровольно отдается энергия и время на разные благотворительные акции, устройство праздников, торжественных актов и т.п.

Показательна ситуация, которая произошла во время недавних выборов в местные советы: священники-греко-католики выдвинули свои кандидатуры во властные органы, как, впрочем, и духовенство других конфессий. Высшее церковное начальство УГКЦ запретило это выдвижение, а общины (громады) не поняли позиции руководителей и настойчиво выдвигали своих отцов в органы власти – кто-то же должен защищать народ!

Не могу припомнить ни одного скандала, который бы разгорелся (или раздувался!) вокруг представителей греко-католического духовенства; не помог даже Интернет. Лишь политические силы стараются разжечь конфликт с этой Церковью на "институциональном" уровне. Вот, например, лидер "обновленных социалистов" Наталия Витренко ("домашнее" прозвище "Жириновский в юбке") бурно протестовала против перенесения греко-католической митрополии из Львова в Киев, православные радикалы устраивали крестные ходы против засилья в Киеве "католиков с их греками", имело место уничтожение святынь и даже мемориальных досок в городах Восточной Украины. А в ответ – корректное разъяснение роли и места Греко-Католической Церкви в истории и культуре Украины, многократные повторения о том, что УГКЦ – национальная Церковь и утверждение, что в Киев они не пришли, а "вернулись".

Украинская ментальность греко-католиков проявляется не только в убранстве храмов – непременные рушники на иконах и образа в вышиванках, но и в доктрине Церкви: на первый план в УГКЦ выдвигаются не космологически-теологические, а морально-этические проблемы. Возможно, это субъективное мнение, но я не помню ни одного выступления лидеров этой Церкви или рядовых священников, которые бы рассуждали о месте человека во Вселенной или о его взаимоотношениях с Космосом. А вот проблемы мигрантов, "заробитчан" (граждан Украины, работающих в европейских странах, часто нелегально), стариков и инвалидов (инициативу кардинала Любомира Гузара о создании пенсионного негосударственного фонда поддержали многие), вопросы биоэтики, выступления против абортов и многие другие аспекты жизни общества Греко-Католическая Церковь обсуждает часто, оказывая помощь "заблудшим, убогим и сирым". Или стремится ее оказывать.

Ориентация на морально-этические проблемы доминирует в риторике практически всех представителей этой Церкви. Поэтому не удивительно, что недавнее обращение Любомира Гузара к правительству Украины о недопустимости ликвидации Национальной экспертной комиссии по защите общественной морали было встречено с пониманием духовенством и поддержано главами многих конфессий. И это в контексте постоянных насмешек над "моральной комиссией" практически во всех масс-медиа и в той части общества, которая считает себя продвинутой – творческая и научная интеллигенция, студенты, бизнесмены! Любомир Гузар не побоялся выступить с непопулярными пропозициями, игнорируя то, что называется общественным мнением. Кардинал предпочитает сам формировать общественное мнение. И, следует признать, ему это удается.

 

 


Источник: Портал-Credo.Ru

 

Комментарии   

0 #90 Alexander 05.12.2013 11:52
Цитирую Настенька:
Острословы - сволочи безбожные! Украинцы верующие - все православные. ВСЕ БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЕ! А Украина, между прочим, не бывает не Западной, ни Восточной - она ЕДИНА! Впрочем так гебешным холуям легче управлять украинцами...

Настенька солнышко, у Вас с головой все в порядке? Во-первых НЕ ВСЕ украинцы - православные. Во-вторых как "хорошая православная" в 8.24 Вы должны быть в храме на празднике Введения Пресвятой Богородицы во Храм. А кто "холуи гебешные"? Очевидно это не УГКЦ, а УПЦ МП.
Цитировать
-1 #89 Настенька 04.12.2013 08:24
Острословы - сволочи безбожные! Украинцы верующие - все православные. ВСЕ БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЕ! А Украина, между прочим, не бывает не Западной, ни Восточной - она ЕДИНА! Впрочем так гебешным холуям легче управлять украинцами...
Цитировать
0 #88 Bohdan 10.06.2011 10:32
Як з'ясувалося автор цієї статі Алла Бойко є не аби хто, не якась пересічна журналістка, а "доктор филологических наук, профессор Института журналистики Киевского национального университета имени Тараса Шевченко". Вона як ніхто інший повина розуміти, що таке відповідальність журналіста за свої публікації. Дуже соромно, що майбутнє української журналістики формують такі "компетентні спеціалісти" :(((
Цитировать
+6 #87 bohdan 11.03.2011 16:44
А цю фразу я б назвав необачною: "верные Римско-Католической Церкви греко-католические храмы принципиально не посещают". Я вважаю, що п. Бойко не провокатор, але ця теза дуже провокаційна. Я ніколи з цим не стикався! РКЦ і УГКЦ це одна сім'я - одна Церква Христова. Ми завжди ходимо в храми один до одного, а наші отці дуже часто на великі свята служать разом.
Прохання до адміна: знайдіть, будь ласка, цю п. Бойко, нехай пояснить, що вона мала на увазі
Цитировать
+1 #86 bohdan 11.03.2011 16:34
Стаття лише є дуже дуже приватною думкою п. Бойко. Прочитавши її місяць тому, я подумав, що їй краще не з'являтися на цьому сайті. Але адмін вирішив інакше :) і ось пост лідирує за коментарями. Чи добре це? Не знаю. Деякі коментарі дуже агресивні :(
Я не під всім, що пише п. Бойко можу підписатися... Так, дуже дискусійна теза: "на первый план в УГКЦ выдвигаются не космологически-теологические, а морально-этические проблемы. Возможно, это субъективное мнение, но я не помню ни одного выступления лидеров этой Церкви или рядовых священников, которые бы рассуждали о месте человека во Вселенной или о его взаимоотношениях с Космосом." Краще б п. Бойко її не писала, бо богословію в УКГЦ приділяється дуже велика увага як і в КЦ в цілому.
Цитировать
+5 #85 Сергей1 04.03.2011 20:41
Цитата:
А чего вы,господа,хотели, если за насилия конца 80-х--начала 90-х извиняться с вашей стороны никто и не думал(подразумевается,
Павел_if? То что произошло на Западе Украины это цепная реакция на экспансию свидомых москалей) во весь период существования Мп как таковой,. А что вы хотели чтобы народ двери татаро монгольскому игу запросто открывал, так небыло никогда и небудет. ..И врата адовы не одолеют ее...)))удачи
Цитировать
-4 #84 Павел_if 03.03.2011 14:30
Цитирую Павел_if:
Я не Чаленко, и я за то,Истины Православия, но никак не самоцель.
-- Когда отправлял, получилось, что вытерлась середина, вследствие чего вышла нелепица. Имел ввиду, что национальные элементы в Церкви -- это лишь способ донесения до людей Истины Православия, но никоим образом не самоцель. Православие --вселенская религия, а потому негоже растаскивать его по "национальным квартирам", объявляя право на Истину монопольным правом своей нации...Национальные элементы, когда им уделяется больше значения, чем следовало(с любой стороны), и когда они,будучи земными, покушаются
на Божие, -- они подобны раковой опухоли, т.е., когда ткань организма "сходит с ума" и начинает непомерно разрастаться, угрожая жизни и здоровью организма в целом...
Цитировать
-3 #83 Павел_if 03.03.2011 11:26
Я не Чаленко, и я за то,Истины Православия, но никак не самоцель.
Цитировать
+2 #82 Alexander 03.03.2011 11:15
Корескондент газеты «Сегодня» Александр Чаленко на своем блоге написал: «И дело не только в том, что наша церковь — каноническая, дело в том. Что она — РУССКАЯ, наш Бог — РУССКИЙ Бог, язык нашего Спасителя — Русский язык» Вот такая «украинская» ПЦ МосПатриархаии.
Цитировать
+2 #81 Alexander 03.03.2011 07:57
Канечно, это перемирие только, ибо МП сама начала войну против УПЦ КП. Причем «Кирилл» отказывает УПЦ КП в праве на существование. МП могла бы для людей, чувствующих себя русскими создать Украинский экзархат РПЦ. Но ведь вы украли название «украинская», будучи по сути — АНТИукраинской советской «церковью». Кого мне жалко — так это католиков, которые готовы подписать Унию с аморальной «Моспатриархией».
Цитировать