О миссионерском служении в Церкви, евангелизации.

 

Послание святейшего отца Бенедикта XVI к XLV всемирному дню молитвы о призваниях 

Тема: «Призвания на службе у Церкви-миссии»

Дорогие братья и сёстры!

1. Для Всемирного Дня Молитвы о Призваниях, который будет отмечаться 13 апреля 2008 года, я выбрал тему: «Призвания на службе у Церкви-миссии». Воскресший Иисус дал Апостолам наказ: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф 28, 19), и уверил их: «И се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф 28, 20). Церковь является миссионерской – и в целом, и в каждом своём члене. Если силой святых таинств Крещения и Миропомазания любой христианин призван свидетельствовать и возвещать о Евангелии, то миссионерство особо и глубоко связано с призванием к священству. Заключив завет с Израилем, Бог поручил избранным людям, которых Он призвал и послал к народу от Своего имени, миссию быть пророками и священниками. Он поступил так, например, с Моисеем: «Итак, пойди, - сказал ему Господь, - Я пошлю тебя к фараону; и выведи из Египта народ Мой (…) когда ты выведешь народ из Египта, вы совершите служение Богу на этой горе» (Исх 3, 10. 12). Так же было и с пророками.

2. Обетования, данные отцам, всецело исполнились в Иисусе Христе. В этой связи II Ватиканский Собор говорит: «Итак, пришёл Сын, посланный Отцом, избравшим нас в Нём прежде создания мира и предопределившим усыновить нас Себе (…). Потому Христос, чтобы исполнить волю Отца, положил начало Царству Небесному на земле, открыл нам тайну Отца и Своим послушанием совершил искупление» (Догм. Конст. О Церкви Lumen Gentium, 3). И Иисус, начиная Свою общественную деятельность и проповедуя в Галилее, избрал Себе учеников как близких соработников в мессианском служении. Например, при умножении хлебов Он сказал апостолам: «Вы дайте им есть» (Мф 14, 16), тем самым побудив их взять на себя ответственность за нужды множества людей, которым Он хотел дать еду, чтобы они утолили голод, но также и открыть пищу, «пребывающую в жизнь вечную» (ср. Ин 6, 27). Он почувствовал сострадание, когда проходил по городам и селениям и встречал толпы уставших, изнурённых людей, которые были, «как овцы, не имеющие пастыря» (ср. Мф 9, 36). Он смотрел на них взглядом, исполненным любви, и потому призвал учеников: «Итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» (Мф 9, 38), и отправил Двенадцать «наипаче к погибшим овцам дома Израилева» (Мф 10, 6), дав им точные указания. Если мы остановимся, чтобы поразмышлять над этой страницей Евангелия от Матфея, обычно называемой «миссионерской проповедью», то заметим все аспекты, характеризующие миссионерскую деятельность христианской общины, которая хочет оставаться верной примеру и наставлению Иисуса. Стремление соответствовать призванию от Господа подразумевает необходимость встречать лицом к лицу – с благоразумием и простотой – всевозможные опасности и даже преследования, ведь «ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего» (Мф 10, 24). Став одним целым с Учителем, ученики уже не одиноки в возвещении Царства Небесного, но Сам Иисус действует через них: «Кто принимает вас, принимает Меня; а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня» (Мф 10, 40). Кроме того, как истинные свидетели, «облечённые силою свыше (ср. Лк 24, 49), они проповедуют «покаяние и прощение грехов» (ср. Лк 24, 47) всем народам.

3. Именно потому, что они посланы Господом, Двенадцать принимают имя «апостолов», которым предуготовано идти дорогами мира, возвещая Евангелие в качестве свидетелей смерти и Воскресения Христа. Святой апостол Павел пишет христианам Коринфа: «А мы (то есть апостолы) проповедуем Христа распятого» (1 Кор 1, 23). Книга Деяний святых Апостолов приписывает очень важную роль в процессе евангелизации также и другим ученикам, чьё миссионерское призвание порождается провиденциальными, порой скорбными обстоятельствами, как, например, изгнание с родной земли за то, что они последователи Иисуса (ср. Деян 8, 1-4). Святой Дух позволяет преобразовать это испытание в возможность обрести благодать и положить начало провозглашению имени Господа другим народам и, как следствие, расширению круга христианской Общины. Речь идёт о мужчинах и женщинах, которые, как пишет святой евангелист Лука в книге Деяния святых Апостолов, «предали души свои за имя Господа нашего Иисуса Христа» (ср. Деян 15, 26). Первым из них всех, призванным Самим Господом к тому, чтобы быть истинным апостолом, стал, несомненно, Павел из Тарса. История жизни апостола Павла, величайшего миссионера всех времён, помогает обнаружить – с многих точек зрения, – какова связь между призванием и миссией. Обвинённый своими противниками в несанкционированном проповедничестве, он неоднократно ссылается именно на призвание, полученное им непосредственно от Господа (ср. Рим 1, 1; Гал 1, 11-12.15-17).

4. Вначале, как и в дальнейшем, апостолов «объемлет любовь Христова» (ср. 2 Кор 5, 14). Будучи верными служителями Церкви, послушными действию Святого Духа, бесчисленные миссионеры в ходе веков следовали по стопам первых учеников. II Ватиканский Собор отмечает: «Хотя обязанность распространять веру возлагается на каждого ученика Христова, Христос Господь из числа учеников всегда призывает тех, кого захочет Сам, чтобы они были с Ним и чтобы посылать их проповедовать народам (ср. Мк 3, 13-15)» (Декр. о миссионерской деятельности Церкви Ad gentes, 23). Действительно, необходимо передавать любовь Христа братьям и сёстрам при помощи примера и слов; всей жизнью. «Особое миссионерское призвание ad vitam (“пожизненно”), – писал мой досточтимый предшественник Иоанн Павел II, – сохраняет всю свою значимость: оно представляет собой образец миссионерского служения Церкви, всегда требующего бескомпромиссной и полной самоотдачи, новых и отважных усилий» (Энц. Redemptoris missio, 66).

5. Среди людей, полностью посвящающих себя служению Евангелию, есть, в частности, священники, призванные распространять слово Божие, совершать таинства, в особенности Евхаристии и Покаяния, принявшие обязанность служить самым меньшим, больным, страждущим, бедным и тем, кто переживает трудные моменты в таких регионах мира, где у массы людей до сих пор не было подлинной встречи с Иисусом Христом. Им миссионеры несут первое благовестие о Его искупительной любви. Статистика свидетельствует о том, что число крещёных с каждым годом растёт благодаря пастырской деятельности этих священников, полностью посвятивших себя спасению ближних. В таком контексте особую благодарность надлежит выразить «священникам fidei donum, которые с компетентностью и щедрой отдачей созидают общину, возвещая ей Слово Божие и преломляя Хлеб жизни, не щадя своих сил в служении миссии Церкви. Нужно благодарить Бога за многих священников, которые претерпели страдания вплоть до принесения в жертву собственной жизни ради того служения Христу. … Это волнующее свидетельство способно вдохновлять многих молодых людей в свою очередь следовать за Христом и отдавать свою жизнь за других, находя таким образом истинный путь» (Ап. Обр. Sacramentum caritatis, 26).

6. К тому же, в Церкви всегда было и есть немало мужчин и женщин, которые, движимые Святым Духом, принимают решение радикально жить согласно Евангелию, исполняя обеты безбрачия, бедности и послушания. Эти монахи и монахини, принадлежащие к бесчисленным Институтам созерцательной и деятельной жизни, «до сих пор принимают значительнейшее участие в евангелизации мира» (Декр. о миссионерской деятельности Церкви Ad gentes, 40). Своей постоянной совместной молитвой монахи созерцательной жизни непрестанно ходатайствуют обо всём человечестве; монахи, посвятившие себя деятельной жизни, своей многообразной благотворительной деятельностью несут всем живое свидетельство о любви и милосердии Божием. В отношении этих апостолов нашего времени Слуга Божий Павел VI писал: «Благодаря посвящению своей жизни Богу, они, как никто другой, могут добровольно и свободно оставить всё и идти возвещать Евангелие до самых крайних пределов земли. Они предприимчивы, и их апостольская деятельность нередко отмечена оригинальностью, гениальностью, которые непременно вызывают восхищение. Они великодушны: они часто оказываются на передовых постах миссии и принимают на себя огромный риск для собственного здоровья и самой своей жизни. Да, действительно, Церковь многим обязана этим людям» (Ап. Обр. Evangelii nuntiandi, 69).

7. Кроме того, дабы Церковь могла по-прежнему исполнять миссию, порученную ей Христом, и не было недостатка в евангелизаторах, которые нужны миру, необходимо, чтобы в христианских общинах никогда не прекращалось воспитание в вере детей и взрослых. Необходимо также поддерживать у верующих острое чувство миссионерской ответственности и солидарной сопричастности с людьми всей земли. Дар веры зовёт всех христиан к содействию евангелизации. Осознание этого следует поддерживать посредством проповеди и катехизации, литургии и постоянного воспитания к молитве; его надо укреплять упражнением в умении принимать людей, в милосердии, в духовном сопровождении, в размышлении и в распознавании, а также пастырским планированием, неотъемлемую часть которого составляет внимательное отношение к призваниям.

8. Только на хорошо обработанной духовной почве расцветают призвания к священству и к посвящённой жизни. В самом деле, христианские общины, которые интенсивно практикуют миссионерское измерение тайны Церкви, никогда не будут склонны замкнуться в самих себе. Миссия как свидетельство о Божественной любви становится особенно эффективной, когда она исполняется сообща, «да уверует мир» (ср. Ин 17, 21). О даре призваний Церковь каждодневно взывает к Святому Духу. Церковная община, как и вначале, когда она была собрана вокруг Пречистой Девы Марии, Царицы Апостолов, учится у Неё просить Господа о расцвете новых апостолов, которые будут иметь в себе веру и любовь, необходимые для миссии.

9. Вверяя это размышление всем церковным Общинам, дабы они усвоили его и, главное, получили импульс для молитвы, я поощряю старания тех, кто с верой и великодушием трудится на службе призваниям. От всего сердца передаю наставникам, катехизаторам и всем, особенно молодым людям, идущим по пути призвания, особое Апостольское Благословение.

Из града Ватикана, 3 декабря 2007 г.
Бенедикт XVI