Вандализм в ХарьковеВ эссе автор размышляет на тему вопиющего антирелигиозного вандализма, произошедшего недавно в Харькове, когда демонтировали памятную таблицу со стены помещения бывшей пересыльной харьковской тюрьмы, где в 1960-х годах находился заключенный за веру Патриарх Иосиф Слипый и в 1961 году этапом был отправлен в мордовские лагеря на дальнейшую ссылку. Теперь в этом помещении находится подразделение милиции Ленинского района Харькова.

Вандализм в Харькове: вызовы для церкви и общества

Украина по праву считается христианским государством. И не только потому, что на ее территории находятся выдающиеся христианские святыни. Прежде всего принимается во внимание высокое религиозное сознание украинцев, которое они сумели сохранить, несмотря на долгие годы господства на наших землях безбожного коммунистического режима.

 

Публичное надругательство над памятью патриарха Украинской Греко-Католической Церкви Иосифа Слипого в Харькове, если и не опровергает устоявшееся мнение о религиозности украинцев, то побуждает к серьезным размышлениям над ее глубиной и искренностью.

 

Попробую в этой связи отметить некоторые, по моему мнению, важные аргументы. Очевидным фактом является то, что акт вандализма совершен по отношению к выдающейся личности УГКЦ, одной из традиционных украинских церквей, без которой сегодня трудно представить духовную и общественно-политическую жизнь Украины. Вандалы унизили чувства миллионов греко-католиков для которых патриарх Иосиф, был, есть и всегда будет оставаться символом верности Христовой Церкви и украинскому народу, его изначальному стремлению иметь собственную поместную Церковь.

 

Поражает цинизм и особая жестокость, с которой демонтировано памятную доску. Ее не просто сняли по настоянию маргинальной пророссийской общественной организации, а публично бросили на землю и начали разбивать молотком. В этом может убедиться каждый, кто пересмотрит фото, размещенные на сайте организации «Великая Русь». Характерно, что событие происходило неподалеку отдела милиции, работники которого не захотели прекратить откровенное безобразие. Иными словами, демонтаж и надругательство над памятной доской осуществлялись в форме своеобразного вызова обществу, Церкви и при попустительстве местных властей.

 

Стоит также отметить, что инцидент в Харькове — не первый случай подобного вандализма. Не так давно в Бабьем Яру «неизвестные» пытались свалить и поджечь Памятный Крест, установленный здесь в честь Елены Телиги и других участников украинского подполья, которое в 1941-42 годах было ликвидировано немецкими оккупантами. Несмотря на протесты общественности, злоумышленников не нашли. Или не захотели найти?

 

Итак, харьковский дебош если и не указывает на определенные тенденции в обществе, то подает четкий сигнал о его болезни, которая может нанести большой вред национальному организму.

 

В сложной ситуации оказалась УГКЦ, которая вынуждена остро реагировать на события в Харькове. Но будет ли услышан голос Церкви, одним из столпов которой был патриарх Иосиф? И как должна вести себя Церковь, когда ее принципиально не хотят слышать?

 

Напомню, еще в марте этого года Синод Епископов УГКЦ обнародовал обращение к президенту Украины Виктору Януковичу в котором был затронут ряд важных аспектов взаимоотношений между Церковью и властью. Так, Синод призвал президента придерживаться сложившейся за годы независимости процедуры приглашать представителей разных конфессий к общей молитве в нашей духовной святыне — соборе Святой Софии. Также Синод выразил обеспокоенность тем, что украинское общество проявляет очень низкий уровень доверия к власти, что стало следствием легкомысленного отношения властей к законам, и, в частности, к основному закону Украины — Конституции. Кроме того, Синод призвал новые власти сохранять и приумножать достояния своего народа, чтобы передать их будущим поколениям. Как видим, и сегодня содержание этого обращения не потеряло актуальность.

 

Помнится, предстоятель УГКЦ Любомир Гузар неоднократно отмечал, что ожидает ответ на обращение Синода. Итак, ответа не было.

 

Впоследствии УГКЦ в лице своего предстоятеля и епископов, которые проживают в Украине и мире, обратилась к главе государства по поводу официального заявления пресс-службы Одесской епархии Украинской Православной Церкви по благословению Митрополита Одесского и Измаильского Агафангела, в которой, греко-католикам отказывалось в их законном праве иметь новый храм в Одессе. В частности владыки из Украины, многих стран Европы, Северной и Южной Америки и Австралии высказывания обеспокоенность таким заявлением представительства УПЦ в Одессе и просили «авторитетной реакции на нее». Кажется, что и этот, беспрецедентный своим вопиющим нарушением действующей Конституции Украины, факт остался без должного внимания.

 

И вот теперь вандализм в Харькове.

 

Если и на этот раз протестный голос Церкви не будет услышан, это, без сомнения, не принесет пользы ни власти, ни обществу, а лишь ускорит разрушительные тенденции, которые стали объективным явлением и угрожают подорвать и так шаткое общественное согласие и межконфессиональный мир. Относительно самой УГКЦ, имея «катакомбный» опыт выполнения своей миссии, она и впредь будет прилагать усилия, чтобы распространить влияние на общество, но имея при этом особый взгляд на существующую власть.

 

Было бы ошибкой считать, что харьковский инцидент касается только УГКЦ. Не могут и не должны оставаться в стороне другие Церкви, прежде всего те, которые принадлежат к Киевской Традиции. Патриарх Иосиф слишком заметная фигура в церковно-религиозной, духовной и общественно-политической жизни, чтобы делать вид, мол, нас это не касается. Убежден, что солидарное осуждение харьковского вандализма будет хорошо воспринято мирянами всех христианских конфессий.

 

«Сняв таблицу, вы все равно не сможете затереть памяти о мучениках, ведь их имена записаны в Книге Жизни. А где будут записаны ваши имена?» — так отреагировал на вандализм в Харькове глава УГКЦ Блаженнейший Любомир. Эти слова свидетельствуют об одном: фигура патриарха Иосифа актуальна как никогда, и никакое надругательство над его памятью не перечеркнет триумфальную реализацию его идей и заветов.

 

Богдан Червак,

прихожанин Церкви Святого Николая Чудотворца

на Аскольдовой Могиле, г. Киев.