Виктор ДаниловВ Беларуси сейчас проживает 1,4 млн католиков - они составляют 14,5% всего населения. В России их примерно 300 тыс. в европейской части и 100 - в азиатской. Только в Москве, по некоторым данным, проживают 60-100 тыс. католиков. Из них только 35 тыс. - иностранцы.

Одновременно и белорусская, и российская статистика подает неполную статистическую информацию о католиках. Например, на сайте Президента Беларуси речь идет исключительно о РКЦ - греко-католики на этом ресурсе не упомянуты. В Беларуси действует 18 греко-католических общин. Аналогичный статус имеют общины ГКЦ и в Российской Федерации, где действуют 19 греко-католических приходов и многочисленные "пастырские пункты". В этой стране ординарием для "католиков византийского обряда" является епископ Иосиф Верт. Недорогие гостиницы Москвы позволяют регулярно посещать богослужения местных греко-католиков мигрантам-украинцам.

И в Российской Федерации, и в Республике Беларусь особый статус зафиксирован за Православием. Поэтому по отношению к католикам, которые живут в этих государствах, часто еще применяют термин "молчаливой Церкви". Вместе с тем налицо факт, что Католическая Церковь в указанных странах развивается и является динамическим элементом.

Авторитет Католической Церкви латинского и византийско-славянского обрядов в России и Беларуси медленно, но неуклонно растет, считает священник, публицист, переводчик и религиозный диссидент советских времен отец Виктор ДАНИЛОВ. По его словам, много ранее невоцерковленных россиян и белорусов стали католиками не из-за прозелитизма, а вследствие сильной секуляризации РПЦ и благодаря примеру высокой духовной культуры местных католиков.

- Отче, Беларусь часто называют верующей страной. Оправдано ли такое утверждение, если говорить о практической жизни простых людей?

- Ответить на этот вопрос могу только о Гродненской области, в которой я долгое время жил. Гродненская область долго входила в состав Речи Посполитой, на территории которой было сильно влияние РКЦ, польской культуры (поскольку здесь жило много поляков) и где долго продержалась ГКЦ Беларуси. После ее уничтожения царизмом (в XVIII -XIX вв. - Ред.) на этих территориях в 1920-1930-х гг (тогда они входили в Польшу. - Ред.) продолжалась неоуния. Поэтому в моральном и духовном отношении население Гродненской области по своему менталитету больше похоже на население Польши.

В Восточной Беларуси сильнее было влияние России. Поэтому по своему менталитету ее население больше похоже на русских. Белорусы Гродненской области очень трудолюбивые, более мягкие по характеру, чем россияне, имеют более крепкие семьи, морально консервативные. В связи с большей духовной близостью к Польше, в Гродненской области возрождение ГКЦ Беларуси имеет значительный успех по сравнению с Восточной Беларусью.

- Случаи прихода людей в Католическую Церковь в РПЦ часто трактуют как прозелитизм. Почему русские и белорусы становятся католиками?

- Прозелитизм в переводе с греческого языка означает стремление обратить других в свою веру. Если и вера истинная, то в этом нет ничего плохого. Но РПЦ применяет это слово как "заманивание" нечестными путями католиками православных в свою веру. Если все было бы так - было бы плохо. Но Католическая Церковь так не поступает ни с русскими, ни с белорусами. Русские и белорусы переходят в католичество латинского или византийско-славянского обряда из-за трех главных причин:

  1. вследствие сильной секуляризации РПЦ из-за ее длительного союза с воинствующим атеизмом ВКП (б)-КПСС. Затем - из-за потери авторитета РПЦ;
  2. из-за более культурного римо-католического населения Беларуси;
  3. из-за сравнительно активной миссионерской деятельности католического духовенства РКЦ и молодой ГКЦ Беларуси, которая имела до оккупации Польши царизмом значительный авторитет среди белорусов.

- А какую информацию о Католической Церкви получают россияне и белорусы, например, из СМИ?

- Россия в нынешние времена является демократическим государством. Большая часть СМИ работает в свободном режиме. Вследствие господства в прошлом в России антикатолической пропаганды, как при царизме, так и при коммунистах, в мнении большинства россиян и белорусов сложилось негативное впечатление о РКЦ и ГКЦ, что уже стало традицией. Но одновременно с ростом понимания того, что главной причиной отсталости восточных славян была оппозиция Запада с стороны РПЦ, а также под влиянием либералов, экономических неудач России в установлении своего государства и мировой политике, вследствие банкротства православной теории Третьего Рима, идеология россиян как народа-богоносца потеряна. Авторитет католичества в России медленно, но растет, особенно среди интеллигенции. Однако среди населения, в среде тесно связанных с РПЦ, под влиянием священников недоверие и враждебность к католичеству сохранена.

- Вы - ​​католик и Вы живете в России. Вы сталкивались со случаями непонимания сущности веры?

- Да, встречался. Назову несколько случаев.

Мой отец, который отсидел в концлагерях СССР, во время встречи со мной, узнав, что я католик, сказал мне: католицизм - это контрреволюция.

Узник концлагеря СССР, бывший атеист, который стал монахом РПЦ, на мой вопрос, почему он не стал католиком, ответил: потому, что Католическая Церковь - враг России.

Священник РПЦ - узник с двумя политическими сроками, о. Дмитрий Дудко, ныне уже покойный, как-то сказал, что российский атеист более религиозный, чем религиозный католик. После смерти Сталина он говорил, что Сталин - верующий человек и его наследие нужно изучать. Что русский народ - богоносец.

Почти все русские верят, что Католическая Церковь массово сжигала ведьм и еретиков, что она преследовала науку, была союзником Гитлера, что Гитлер и Муссолини - католики, католики - исторические враги России, поскольку поляки-католики хотели захватить Москву. Некоторые русские писатели, например Лесков, считали, что иезуиты готовили советскую революцию в России. Что поляки - это предатели России.

- Какие проблемы сейчас особенно беспокоят российских и белорусских католиков ?

- В России и Беларуси есть католики двух обрядов: римо-католики и греко-католики. Поскольку греко-католиков мало, ими занимается в России епископ Верт латинского обряда. Белорусские греко-католики - под опекой Архимандрита Сяргея Гайека, Апостольского Визитатора "ad nutum Sanctae Sedis". Но и первые, и вторые хотели бы иметь над собой епископа-греко-католика. Есть мнение, что против этих желаний греко-католиков выступает РПЦ.

- Могут ли католики в России и Беларуси свободно выражать свою веру?

- Католики России и Беларуси могут официально свободно выражать свою веру. Но не все потребности католиков оперативно удовлетворяются. Есть трудности с возвращением захваченных ранее храмов или трудности с выделением земли для строительства новых храмов в удобных местах. Ответственность за это, как правило, лежит на местных властях.

***

Биографическая справка

Священник Виктор Данилов родился 20 июля 1927 года в Ярославле, Россия. В 1947 г. поступил в Ярославский пединститут, но в следующем году за критические высказывания в адрес Сталина обвинен в антисоветской агитации и приговорен к 10 годам исправительно-трудовых лагерей. За подготовку к бегству осужден еще на 10 лет. В 1955 г. освобожден по амнистии и продолжил обучение на историческом факультете Ярославского пединститута.

Еще в лагерях познакомился с заключенными-священниками, стал католиком. Из-за своей активной религиозной католической деятельности с трудностями получил диплом, который ему отказывались выдавать. С 1959 г. работал электромонтажником. В 1960 г. переехал в Вильнюс. В 1963 г. окончил Московский финансово-экономический техникум по специальности экономист- финансист. В 1967 г. переехал в Гродно, где занялся подпольной миссионерской деятельностью. В начале 1970-х гг получил предложение учиться на священника греко-католического обряда. В 1976 г. во Львове рукоположен в священники митрополитом Владимиром Стернюком. После возвращения в Гродно стал первым греко-католическим священником в Беларуси. Писал для самиздата.

С 1992 г. - легальный священник греко-католического прихода в Гродно. Преподавал основы религии в образовательных учреждениях, занимался просветительской деятельностью. В 1999 г. назначен деканом ГКЦ в Беларуси, стал протопресвитером. Получил право служения в двух обрядах, награжден крестом "За заслуги перед Церквью и Папой". Живет в Ярославле, где работал сотрудником в приходе Воздвижения Святого Креста. Теперь - на пенсии.

Источник: РИСУ