Герб УкраиныДвадцать второго января каждого года мы отмечаем событие, которое произошло еще в начале прошлого века, когда две народные республики объединились в одну Украинскую державу. Такие даты надо не только помнить и отмечать — они служат поводом для глубоких размышлений и побуждают действовать. 

На протяжении почти всей истории наш народ страдал от различных разделений. Нечто подобное мы переживаем и сегодня.

Можно перечислить множество современных разделений: восток — запад, север — юг, богатые — бедные, власть — общественность. Нельзя обойти делений на основании вероисповедания, национального происхождения, политических убеждений, языка и т.п.

Мы должны подумать, какова причина разделений и что можно сделать, чтобы их преодолеть.

Приведем один пример. В 1925 году в Брюсселе проходил конгресс на тему объединения Церквей, по тогдашней терминологии — унийный конгресс. В нем принимали участие видные фигуры, которые прилагали усилия к объединению. Среди них был также митрополит Андрей (Шептицкий).

Ему, как одному из видных членов оргкомитета, выпала честь произнести заключительное слово. В этом слове, цитирую почти дословно, он сказал: «Мы обсуждали также разделение между католиками и православными, но это не правильно, ибо не существует разделения между католиками и православными. Разделение есть между теми, кто желает единства, и теми, кто его не хотят, независимо от того, католики они, или православные».

У нас сегодня господствует убеждение, что есть определенные, четко обособленные группы людей, которых следует считать негативно настроенными к общему благу: политики, олигархи, государственные чиновники, сотрудники правозащитных органов и еще некоторые другие.

По мнению автора этих строк, это неправильный подход. Весь наш народ, независимо от внешних различий, делится на две группы: желающие общего блага, к таковому стремящиеся и для него трудящиеся (нельзя забывать, что тот, кто работает для общего блага — сам справедливо получает от него пользу), и те, которые живут только для себя.

Тем, кто любит свой народ, надо помогать, их нужно поддерживать, а тем, кто любит себя больше, чем свой народ — нужно помочь его полюбить.

Члены второй группы — хотя и занимают высокие должности, наслаждаются влиянием на общество, имеют миллионы — являются несчастными людьми. Они живут за трехметровыми заборами, прячутся в своих кабинетах, защищаются правоохранительными органами (кое-кто уже называет их властеохранительными) и общаются только с себе подобными, ибо всех других боятся.

В 60-х годах прошлого века в США происходили большие общественные сдвиги — темнокожие граждане, почти век спустя после гражданской войны между белыми и черными, стали добиваться для себя равных прав. У них был харизматический предводитель — Мартин Лютер Кинг. Первые слова его программной речи были следующие: «У меня есть мечта...».

Автор этих строк также имеет мечту. (Возможно, из-за этой мечты над ним будут подшучивать.)

Какая это мечта?

Представим себе, что однажды раздастся призыв: зазвонят колокола, затрубит труба, загудят сирены, может, даже, загремят пушки. На этот призыв, который будет звучать по всей Украине, каждый человек возьмет за руку того, кто стоит слева и справа, независимо от того, кто это будет. И тогда мы почувствуем, что все мы — такие же люди.

Это может быть что-то более драматическое, чем то, о чем говорил пророк Исаия: «Волк будет жить вместе с ягненком, леопард у козленка лежать; теленка и львенок будут пастись вместе» (Ис. 11, 6).

Тогда то, о чем мечтали наши предки и к чему мы так стремимся сегодня — осуществится.

+ Любомир


Перевод с украинского. Впервые опубликовано в «Украинськой правде».