Статьи по теме

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Восемь смертных греховДуховная борьба на христианском Востоке была направлена против так называемых помыслов, или плохих мыслей, которые приводят к следующим восьми основным грехам, или страстям: чревоугодие, блуд, сребролюбие, печаль, гнев, уныние, тщеславие, гордыня. Именно в такой последовательности эту схему составил Евагрий Понтийский. Однако в восточно-христианской духовной литературе ее можно встретить и в несколько модифицированном виде. На Западе Папа Григорий Великий несколько изменил схему, образуя из нее семь смертных грехов, входящих в Катехизис Католической Церкви.

Восемь главных грехов

Обжорство (чревоугодие)

Потребность в пище и питье естественна для каждого живого организма. Еда необходима для поддержания жизни в теле. Однако нередко мы едим не просто для поддержания жизни, а из любви к самому процессу поглощения еды. Именно эта любовь к еде и может превращаться в обжорство (чревоугодие). Существуют разные типы этого греха. Первый из них — это любовь к излишествам в еде. У каждого человека есть определенная личная норма, обусловленная потребностями его организма и образом жизни. Святые отцы считали, что из-за стола нужно выходить с легким чувством голода и что вся еда, потребленная сверх меры, вредит душе. Этот тип обжорства может проявляться в сильном переедании или в постоянной необходимости что-либо жевать на протяжении дня. Второй тип — это наслаждение вкусом пищи. Любовь к изысканным вкусам и деликатесам может превратиться в страсть и стать пагубной. К греху обжорства относят также пьянство. Чрезмерное потребление алкоголя пагубно влияет на волю человека и его поступки, разрушая тем самым не только человеческую душу, но также общественное положение человека.  

Разврат (блуд)

Сексуальное влечение является нормальной функцией, присущей человеческому организму. Однако суть греха блуда заключается не в самом факте существование такого влечения, а в постоянном поиске удовольствия, которым оно сопровождается. Когда сексуальная жизнь человека становится лишь средством получения удовольствия, оно влечет за собой другие проступки и грехи. Разврат начинается с эгоизма и желания угодить себе, часто — ценой счастья другого человека. Впоследствии разврат приобретает все большие масштабы, превращаясь не просто в извращенный секс, но даже в преступления. Эта страсть опасна еще и с той точки зрения, что побежденная на физическом уровне, она остается на уровне мыслей и чувств. Поэтому духовные отцы подчеркивают необходимость борьбы с этой страстью до конца жизни.

Любовь к деньгам (сребролюбие)

Сребролюбием называется любовь к материальным благам, а особенно — к деньгам как таковым. Стремление к богатству само по себе не свойственно природе человека. Его корни можно искать в инстинкте самосохранения, являющимся стремлением к полноте жизни в Боге. Однако необходимо признать, что нередко желание обогащения переходит все разумные пределы. Для некоторых оно является самоцелью, для других — средством достижения чего-либо иного, например, власти или славы. Самый распространенный случай, когда человек хочет и власти, и славы одновременно. Проявлениями этого греха являются также скупость и жадность (алчность).  

Печаль

Слово «печаль» означает состояние грусти, удручения или скорби и всегда связана с какими-то тревогами и вызывает общее чувство дискомфорта в душе. Святые отцы различали печаль-страсть и печаль-скорбь человека о своих грехах. Второй вид печали считается единственно позволенным для христианина.  

 

Существуют два типа печали-страсти. Первый тип чаще вызван другой страстью: гневом, развратом, сребролюбием либо тщеславием. Когда мы желаем удовлетворить свою страсть, но нам это не удается, то входим в состояние грусти, печали, которая способна перейти в отчаяние и привести даже к самоубийству. Второй тип печали происходит от чрезмерного переживания о своей судьбе, а также — от чрезмерных забот. Излишние заботы о своем имуществе, ближних, о своем будущем также являются проявлением этого греха. Подобные хлопоты не только греховны, но и бесполезны. Они происходят из маловерия и чрезмерной гордости. Забывая о своей немощи, мы думаем, что способны достичь чего-либо лишь своими силами. Наилучшим ответом на этот грех являются слова евангелиста Матфея (Мф. 6:26-27): «Взгляните на птиц небесных: они не сеют и не жнут, не собирают в закрома и Отец ваш небесный питает их. Вы разве их не ценнее? Кто из вас, заботясь, может добавить к своему росту хоть один локоть?».

Гнев 

Гневом называется не только бурное проявление злобы, направленной на ближнего. Гнев — это злостное состояние души. Существует три вида гнева:

 

  1. Гнев, пылающий внутри. Таким гневом называется не только скрытая злость, не проявляющаяся в словах и поступках, — это постоянное состояние души, которое не обязательно направлено на какой-либо определенный объект. Обида — это также внутренний гнев.  
  2. Гнев, проявляющийся в словах и поступках. В любом грубом, невежливом, лишенном кротости и любви слове проявляется наш гнев. Самая распространенная форма такого гнева — вспышка злости.  
  3. Гнев, пылающий долгое время, или злопамятность. Такой вид гнева наиболее противен Богу, поскольку Господь подчеркивает важность искреннего прощения обид.  

Гнев в любом виде — очень опасная страсть, поскольку ведет к человекоубийству.   

Уныние

Святые отцы называли уныние истощением и усталостью души. Разницу между печалью и унынием довольно трудно определить, поскольку нередко первая страсть переходит во вторую. Однако, если человек, которого одолела печаль, недооценивает могущества Господа, то человек в унынии — недооценивает Его милосердие.  

 

Печаль заставляет надеяться только на собственные силы, тогда как уныние вообще не оставляет надежды. Печаль можно преодолеть, избавившись от его причины, а уныние, как правило, не имеет конкретной причины. Унынию присуща зависимость от времени, усиливается в полдень, поэтому в аскетической литературе его называют «бесом полуденным». Уныние порождает чувство усталости, отвращения, сожаления о потерянном времени, убеждая человека, что он не может спастись и что его усилия и труд напрасны. Уныние приводит к физическому истощению, становится причиной душевных переживаний и помрачения рассудка. Человек становится малодушным, чувствительным и неспособным к духовным усилиям и подвигам. Уныние может навеивать сон и проявляется в лености тела и души, а может выгонять из дома, и подталкивать человека, боящегося одиночества, предаваться развлечениям, ибо одиночество приводит его к первому типу уныния. Бороться с унынием помогает труд, а также постоянное усилие над собой, дабы не попадать под влияние уныния.

Тщеславие

Тщеславие — это любовь к земной славе и желание всевозможных почестей. Мнение других людей о нас — вот зеркало, перед которым стоит большинство, делая себя такими, какими нас желают видеть другие.

Симптомы тщеславия: нетерпимость к упрекам, критике, нежелание признавать свои ошибки, постоянное желание похвалы и мысли о реакции других людей на какой-либо поступок или мнение. Тщеславие проявляется как в хвастовстве своими материальными достижениями, умственными способностями или талантами, так и в желании пустой славы за свои духовные достижения. Этот второй тип тщеславия особенно характерен для неофитов и монахов.

Гордость (гордыня)

Гордость — самая опасная страсть и мать всех грехов. Именно из-за гордости сатана отпал от Бога и именно она приводила к краху многолетние усилия святых. Когда исчезает гордость, остается лишь смирение перед Господом и любовь к Нему.

 

Гордый обычно не замечает своего греха, он чувствителен и самолюбив, с трудом прощает и просит прощения, едва ли уступит в споре, он не любит слушать ни себе равных себе, ни старших. Ему не нравится приказывающий тон, он предпочитает смиренные просьбы. Он часто загорается гневом, помнит принесенное ему зло и постоянно осуждает других людей. Один вид гордости проявляется в нежелании признавать чьи-либо преимущества, другой коварно овладевает теми, кто уже достиг каких-нибудь духовных добродетелей. Лучшим средством борьбы с гордостью являются упражнения в покорности, смирении, которая открывает человека к Богу, делает способной воспринять Его преображающую и освобождающую силу.

 

На христианском Востоке учение о грехе носит терапевтический характер. Духовные отцы, анализируя греховные состояния и их проявления, ставили перед собой цель излечить грешника от этой болезни, указать ему путь к выздоровлению и подлинной свободе. Такое духовное исцеление во Христе деянием Святого Духа заново делает христианина полноценным и способным к деятельности во Христе.

 

Жизнь во Христе. Нравственный катехизис, 82-90.