Смертные грехи

Духовная борьба на христианском Востоке была направлена против так называемых помыслов, или плохих мыслей, которые приводят к следующим восьми основным грехам, или страстям: чревоугодие, блуд, сребролюбие, печаль, гнев, уныние, тщеславие, гордыня. Именно в такой последовательности эту схему составил Евагрий Понтийский. Однако в восточно-христианской духовной литературе ее можно встретить и в несколько модифицированном виде. На Западе Папа Григорий Великий несколько изменил схему, образуя из нее семь смертных грехов, входящих в Катехизис Католической Церкви.

Восемь главных грехов

Обжорство (чревоугодие)

Потребность в пище и питье естественна для каждого живого организма. Еда необходима для поддержания жизни в теле. Однако нередко мы едим не просто для поддержания жизни, а из любви к самому процессу поглощения еды. Именно эта любовь к еде и может превращаться в обжорство (чревоугодие). Существуют разные типы этого греха. Первый из них — это любовь к излишествам в еде. У каждого человека есть определенная личная норма, обусловленная потребностями его организма и образом жизни. Святые отцы считали, что из-за стола нужно выходить с легким чувством голода и что вся еда, потребленная сверх меры, вредит душе. Этот тип обжорства может проявляться в сильном переедании или в постоянной необходимости что-либо жевать на протяжении дня. Второй тип — это наслаждение вкусом пищи. Любовь к изысканным вкусам и деликатесам может превратиться в страсть и стать пагубной. К греху обжорства относят также пьянство. Чрезмерное потребление алкоголя пагубно влияет на волю человека и его поступки, разрушая тем самым не только человеческую душу, но также общественное положение человека.  

Разврат (блуд)

Сексуальное влечение является нормальной функцией, присущей человеческому организму. Однако суть греха блуда заключается не в самом факте существование такого влечения, а в постоянном поиске удовольствия, которым оно сопровождается. Когда сексуальная жизнь человека становится лишь средством получения удовольствия, оно влечет за собой другие проступки и грехи. Разврат начинается с эгоизма и желания угодить себе, часто — ценой счастья другого человека. Впоследствии разврат приобретает все большие масштабы, превращаясь не просто в извращенный секс, но даже в преступления. Эта страсть опасна еще и с той точки зрения, что побежденная на физическом уровне, она остается на уровне мыслей и чувств. Поэтому духовные отцы подчеркивают необходимость борьбы с этой страстью до конца жизни.

Любовь к деньгам (сребролюбие)

Сребролюбием называется любовь к материальным благам, а особенно — к деньгам как таковым. Стремление к богатству само по себе не свойственно природе человека. Его корни можно искать в инстинкте самосохранения, являющимся стремлением к полноте жизни в Боге. Однако необходимо признать, что нередко желание обогащения переходит все разумные пределы. Для некоторых оно является самоцелью, для других — средством достижения чего-либо иного, например, власти или славы. Самый распространенный случай, когда человек хочет и власти, и славы одновременно. Проявлениями этого греха являются также скупость и жадность (алчность).  

Печаль

Слово «печаль» означает состояние грусти, удручения или скорби и всегда связана с какими-то тревогами и вызывает общее чувство дискомфорта в душе. Святые отцы различали печаль-страсть и печаль-скорбь человека о своих грехах. Второй вид печали считается единственно позволенным для христианина.  

Существуют два типа печали-страсти. Первый тип чаще вызван другой страстью: гневом, развратом, сребролюбием либо тщеславием. Когда мы желаем удовлетворить свою страсть, но нам это не удается, то входим в состояние грусти, печали, которая способна перейти в отчаяние и привести даже к самоубийству. Второй тип печали происходит от чрезмерного переживания о своей судьбе, а также — от чрезмерных забот. Излишние заботы о своем имуществе, ближних, о своем будущем также являются проявлением этого греха. Подобные хлопоты не только греховны, но и бесполезны. Они происходят из маловерия и чрезмерной гордости. Забывая о своей немощи, мы думаем, что способны достичь чего-либо лишь своими силами. Наилучшим ответом на этот грех являются слова евангелиста Матфея (Мф. 6:26-27): «Взгляните на птиц небесных: они не сеют и не жнут, не собирают в закрома и Отец ваш небесный питает их. Вы разве их не ценнее? Кто из вас, заботясь, может добавить к своему росту хоть один локоть?».

Гнев 

Гневом называется не только бурное проявление злобы, направленной на ближнего. Гнев — это злостное состояние души. Существует три вида гнева:

  1. Гнев, пылающий внутри. Таким гневом называется не только скрытая злость, не проявляющаяся в словах и поступках, — это постоянное состояние души, которое не обязательно направлено на какой-либо определенный объект. Обида — это также внутренний гнев.  
  2. Гнев, проявляющийся в словах и поступках. В любом грубом, невежливом, лишенном кротости и любви слове проявляется наш гнев. Самая распространенная форма такого гнева — вспышка злости.  
  3. Гнев, пылающий долгое время, или злопамятность. Такой вид гнева наиболее противен Богу, поскольку Господь подчеркивает важность искреннего прощения обид.  

Гнев в любом виде — очень опасная страсть, поскольку ведет к человекоубийству.   

Уныние

Святые отцы называли уныние истощением и усталостью души. Разницу между печалью и унынием довольно трудно определить, поскольку нередко первая страсть переходит во вторую. Однако, если человек, которого одолела печаль, недооценивает могущества Господа, то человек в унынии — недооценивает Его милосердие.  

Печаль заставляет надеяться только на собственные силы, тогда как уныние вообще не оставляет надежды. Печаль можно преодолеть, избавившись от его причины, а уныние, как правило, не имеет конкретной причины. Унынию присуща зависимость от времени, усиливается в полдень, поэтому в аскетической литературе его называют «бесом полуденным». Уныние порождает чувство усталости, отвращения, сожаления о потерянном времени, убеждая человека, что он не может спастись и что его усилия и труд напрасны. Уныние приводит к физическому истощению, становится причиной душевных переживаний и помрачения рассудка. Человек становится малодушным, чувствительным и неспособным к духовным усилиям и подвигам. Уныние может навеивать сон и проявляется в лености тела и души, а может выгонять из дома, и подталкивать человека, боящегося одиночества, предаваться развлечениям, ибо одиночество приводит его к первому типу уныния. Бороться с унынием помогает труд, а также постоянное усилие над собой, дабы не попадать под влияние уныния.

Тщеславие

Тщеславие — это любовь к земной славе и желание всевозможных почестей. Мнение других людей о нас — вот зеркало, перед которым стоит большинство, делая себя такими, какими нас желают видеть другие.

Симптомы тщеславия: нетерпимость к упрекам, критике, нежелание признавать свои ошибки, постоянное желание похвалы и мысли о реакции других людей на какой-либо поступок или мнение. Тщеславие проявляется как в хвастовстве своими материальными достижениями, умственными способностями или талантами, так и в желании пустой славы за свои духовные достижения. Этот второй тип тщеславия особенно характерен для неофитов и монахов.

Гордость (гордыня)

Гордость — самая опасная страсть и мать всех грехов. Именно из-за гордости сатана отпал от Бога и именно она приводила к краху многолетние усилия святых. Когда исчезает гордость, остается лишь смирение перед Господом и любовь к Нему.

Гордый обычно не замечает своего греха, он чувствителен и самолюбив, с трудом прощает и просит прощения, едва ли уступит в споре, он не любит слушать ни себе равных себе, ни старших. Ему не нравится приказывающий тон, он предпочитает смиренные просьбы. Он часто загорается гневом, помнит принесенное ему зло и постоянно осуждает других людей. Один вид гордости проявляется в нежелании признавать чьи-либо преимущества, другой коварно овладевает теми, кто уже достиг каких-нибудь духовных добродетелей. Лучшим средством борьбы с гордостью являются упражнения в покорности, смирении, которая открывает человека к Богу, делает способной воспринять Его преображающую и освобождающую силу.

На христианском Востоке учение о грехе носит терапевтический характер. Духовные отцы, анализируя греховные состояния и их проявления, ставили перед собой цель излечить грешника от этой болезни, указать ему путь к выздоровлению и подлинной свободе. Такое духовное исцеление во Христе деянием Святого Духа заново делает христианина полноценным и способным к деятельности во Христе.

Жизнь во Христе. Нравственный катехизис, 82-90.