Нетленные мощи святой БернадеттыМногие люди, не знакомые с учением и историей Христовой Церкви, могут задаваться вопросом, с какого момента в христианстве существует культ святых и почитание мощей. Для того, чтобы лучше понять причины такой практики, нужно сначала определиться с тем, что такое святость и кто такие святые. Лишь затем станет понятной и практика их почитания.

Почему католики почитают мощи святых

В книгах Ветхого Завета святость (ивр. קדש) была исключительно атрибутом Самого Всевышнего, но также распространялась на все, что было с Ним связано или Ему подчинено. В частности, святым Ветхий Завет называет седьмой день недели (Быт.2:3; Исх.16:23), землю горы Синай, на которой Бог явился Моисею (Исх.3:5), и даже первенцев, которые люди Завета должны были посвящать Ему (Исх.13:2). Итак, свят Господь, и свято всё, чего Он касается. Моисей и пророки призваны были Господом освящать израильский народ (Исх.19:10; Втор.14:2).

 

Новый Завет «Божьим Святым» называет Иисуса Христа (Мк 1:24). В Нем присутствует тайна святого Бога. Благодаря Иисусу святость Бога становится видимой и осязаемой для людей: «Кто Меня видел, видел Отца» (Ин 14:9). Христос пришел в мир для того, чтобы освятить тех, кого Ему дал Отец (Ин 17). Поэтому к первым христианам апостолы обращаются как к «освященным в Иисусе Христе» (1 Кор 1:2; ср. Рим 6:19,22; 1 Кор 1:30, 6:11; 2 Кор 7:1,2 Сол 2:13; 1 Пт 1:2 и др.). От начала существования христианства Церковь понимала, что существуют различные степени освящения и разные степени подражания «Божьему Святому» — Иисусу Христу. Не во всех христианах в равной степени проявляется победа Его Духа. Не все могут повторить за святым Павлом «уже не я живу, а живет во мне Христос» (Гал 2:20).

 

Однако тех, кто радикально, всей своей жизнью, открылся действию Духа Иисуса Христа, Церковь окружает почетом. Издавна христиане признавали особую святость Марии, Матери Господа. Далее чествовали мучеников, которые не колебались отдать своей жизни за Христа. Именно на могилах мучеников в первых веках совершали Причащение, тем самым подчеркивая единство их жизни и смерти с жизнью и смертью Господа.

 

В истории христианства появились различные типы святости: исповедники, богопосвященные, девы, супруги, дети, вдовы и вдовцы, монахи, рыцари и опекуны бедных. Все жизненные дороги оказались доступными для достижения святости. Тех христиан, чей стиль жизни и посвящение Богу должны были стать известными верным, Церковь канонизировала, дав им официальный титул святых.

 

В культе святых присутствуют два элемента. Во-первых, святые является примером подражания. Они — доказательство того, что можно открыться перед Божьей святостью в каждой жизненной ситуации. В истории их жизни мы часто находим переживания, похожие на наши: Мария с Иосифом были вынуждены эмигрировать из своей страны. Мария Магдалина и Августин потеряли много лет жизни, блуждая далеко от Бога. Тереза из Лизье была наполовину сиротой. Альберт Хмелевский потерял ногу и некоторое время был психически больным. Мать Тереза из Калькутты много лет переживала духовную тьму. Не существует такой боли или такой проблемы, с которыми бы уже не сталкивались святые.

 

Во-вторых, святые - это те, кто может нам помочь, те, чьей опеки мы ищем. Мы вместе с ними — члены одной семьи, Божьей семьи. В Иисусе — Сыне все мы сыновья и дочери Бога Отца. Часть нашей семьи уже находится в доме Отца. Мы, еще в дороге к дому, обращаемся с нашими молитвами не только к доброму Отцу, но и к членам сообщества спасенных, которое образуют официально признанные и неизвестные святые. Мы рассказываем им о хлопотах, просим о поддержке в опасных ситуациях, доверяем им свое духовное развитие и свое освящение. Также доверяем им тех, кого любим.

 

От начала христианства в культе святых присутствует один материальный элемент — окружение вниманием их мощей, т.е. их останков. Так, как мы уважаем тела ближайших нам людей, стараемся устроить им достойные похороны и ухаживаем за их могилами, тем самым показывая им свою любовь, так же выказывание уважения мощам святого является знаком памяти о нем.

 

Помня о том, что в истории бывали злоупотребления, мы стараемся избегать магического понимания мощей. Мощи — это не талисман, но, благодаря действию Бога через Своих святых, мощи обладают духовной силой, помогающей верующим как в духовной, так и в материальной жизни. Так проявляются харизматы — дары Святого Духа, сошедшие на святого. Они являются знаком, который свидетельствует нам о всемогуществе Бога и о славе Его святых. Также мощи становятся поощрением узнать историю жизни святого, его биографию, соотнести услышанное и прочитанное со своей собственной жизнью.

 

Заметка подготовлена с использованием материалов Католического Медиа-Центра