великое освящение водыЕжегодно 19 января греко-католическая Церковь отмечает праздник Крещения Господнего, в ходе празднования которого проводится чин Великого освящения воды. В публикуемом материале исследователь византийской традиции иеромонах-василианин Юлиан Катрий рассказывает об истории Великого водоосвящения, существующих обрядах и святости иорданской воды. Материал может быть интересен начинающим литургистам, этнографам и всем верующим христианам, которые хотят углубить свои познания византийского обряда.

 

Иорданское водосвятие: великое освящение воды

Иорданское водосвятие: великое освящение воды

 

«Сам, Человеколюбче Царю,
приди и ныне сошествием Святого Твоего Духа,
и освяти воду сию»
(Чин великого освящения воды)

 

С праздником Господнего Богоявления тесно связано Великое, или иорданское водосвятие. Эта священная традиция Восточной Церкви достигает первых веков христианства. В течение веков создавались различные обряды великого освящения воды празднований святого Богоявления. Наш народ издревле очень любит иорданское водосвятие, верит в великую силу освященной иорданской воды и сохраняет ее в домах, как великую святыню. Здесь мы рассмотрим три аспекта: историю великого водоосвящения, существующие обряды и святость иорданской воды.

 

История Великого освящения воды

Восточная Церковь знает малое и великое освящение воды. Малое освящение бывает первого августа, в праздник Преполовения, в праздник храма и при других случаях. В Греции существует древний обычай освящать воду малым освящением каждый месяц.  

 

Большое, или иорданское водосвятие бывает только два раза в году: в навечерие и на праздник Господнего Богоявления. В первых столетиях перед большими праздниками, такими как Пасха, Сошествие Святого Духа или Богоявление происходило торжественное крещение оглашенных. С ним было связано освящение воды. Некоторые историки считают, что Великое водосвятие в навечерие праздника Богоявления первоначально касалось не Христова крещения, а только крещения оглашенных. Это можно понять из первой молитвы иорданского водосвятия, которая идентична молитве освящения воды при крещении.

 

Первые четыре века не дают ясных свидетельств о времени, когда происходило Богоявленское освящение воды. Святой Иоанн Златоуст в проповеди на праздник Богоявления говорит о водосвятии в полночь, «ибо в этот день, — говорит он, — крестился Христос и освятил природу воды». С V в. освящение воды везде происходит в навечерие Богоявления. Историки Георгий Кедрин (XII век) и Феодор Чтец свидетельствуют, что патриарх Петр, современник императора Зенона (474-491), первым ввел обычай отправлять водосвятие вечером в навечерие Богоявления.

 

В первом тысячелетии в Восточной Церкви в практике было только одно иорданское водосвятие, а именно, в навечерие праздника. Древние греческие типиконы и памятники свидетельствуют только об одном водосвятии. В греческом Типиконе Синайской библиотеки с XII в. засвидетельствовано освящение воды только в навечерие, а о водосвятии в дни праздника сказано: «А после утрени другого нет освящения воды». В Типиконе патриаршей библиотеки в Иерусалиме XIV века сказано: «Надо вам и это знать, что в типике Великой Церкви (т.е. Царгородской) приписано одно водосвятие, а именно, в навечерие. Также типики Студийского монастыря и Иерусалима приписывают одно водосвятие, Христос только один раз крестился, а не два раза».

 

С XI в. существует обычай освящать воду два раза: в навечерие и в день праздника. Этот обычай двойного водосвятия в XIII веке становится общепризнанным. Уже в типике Венецианской библиотеки 1387 года упоминается о двух водосвятиях: в навечерие и в день праздника после большого славословия. В типике русского Андреевского Скита на Афоне с XV в. сказано о большом водосвятии в навечерие после заамвонной молитвы и на Богоявление после утрени. Причину двойного водосвятия объясняют тем, что водосвятие в навечерие считается символом бывшего крещения оглашенных, а водосвятие в день праздника происходит в память Христова крещения в реке Иордан. Поэтому первое водосвятие совершается в притворе церкви, где в прошлом крестили оглашенных, а водосвятие в день праздника совршают на реках, возле источников или колодцев вне церкви. Львовский Синод 1891 года постановил освящать воду и в навечерие, и на праздник Богоявления.

 

Обряды великого освящения воды 

Обряды великого водосвятия творились сотнями лет. Нам не известно, как происходило первое иорданское водосвятие. Иаков Эдесский (V в.) свидетельствует, что молитва «Велик Ты, Господи» происходит от святого Прокла, Цареградского патриарха (434-446), а стихиры «Голос Господень над водами» и молитва «Троице Пресущна» — от святого Софрония, патриарха Иерусалимского († ок. 641). Барберини Евхологий VIII-IX вв. от великого водосвятия имеет только великую ектению, отличную от нашей нынешней и три молитвы. В Типиконе Великой Церкви IX-Х вв. сказано, что в конце Литургии певцы поют тропарь «Глас Господа» и во время его пения все идут к крестильне в притворе церкви. Здесь диакон произносит ектению, патриарх читает молитву на освящение воды, благословляет воду, затем следуют три чтения, и при пении того же тропаря заканчивается обряд освящения воды.

 

С XIII века чин водосвятия все больше приближается к современному. В течение XIV-XVI вв. чин великого освящения воды приобретает нынешние формы.

 

Об иорданском водосвятии на наших родных землях вспоминает Ипатьевская летопись 1148 года и называет его «Водокрещение», то есть крещение воды. Первоначально оно и у нас происходило только в навечерие Богоявления. А когда наша Церковь в XIV в. со Студийского устава перешла на Иерусалимский, тогда и у нас принялось двойное водосвятие. Максим Грек († 1556) является сторонником нового обычая, по которому водосвятие происходило в день праздника на реках или у источников. Служебник митрополита Киприана († 1406) уже имеет наш чин иорданского водосвятия.

 

Со временем в нашей Украинской Церкви сложились некоторые обряды во время великого водоосвящения, которых нет ни в греческих, ни в иных славянских уставах. В греческих уставах упоминается только о трехкратном крестообразном погружении креста в воду в конце водосвятия. Московский чин великого освящения воды имеет еще, кроме того, трехкратное благословение воды рукой. В требнике митрополита Петра Могилы 1646 года сказано, что после первой молитвы надо три раза крестообразно благословить воду зажженной свечой; после второй молитвы — три раза подуть накрест на воду, а после третьей молитвы — три раза благословить рукой, погруженной в воду. По нашему теперешнему обычаю мы используем для благословения не одну, а три тройные свечи-тройки, которые зажигаем и погружаем три раза в воду. Обряд иорданского водосвятия заканчивается трехкратным крестовидным благословением воды крестом, который погружен в воду под пение тропаря «Когда в Иордане крестился Ты». После водосвятия священник благословит людей святой водой. У нашего народа был хороший обычай, по которому на реке, где происходило освящение воды, ставили крест изо льда.

 

Иорданская вода — великая святыня 

С древнейших времен Восточная Церковь считает освященную иорданскую воду великой святыней и приписывает ей чудодейственную силу для души и тела. Святой Иоанн Златоуст в проповеди на праздник Богоявления говорит: «В этот праздник в полночь все, зачерпнув воды, приносят ее домой и хранят весь год ... И происходит удивительное явление: вода в своем существе не портится от долготы времени, но, зачерпнутая сегодня, она через целый год, а часто и два и три года остается неиспорченной и свежей, и после столь долгого времени она такая же, как и вода, только что взятая из источника». Греческая Церковь иорданскую воду называет Великая «агиасма», то есть великая святыня.

 

Когда-то давно в Церкви был обычай давать пить иорданскую воду тем, кого по какой-либо вине не допускали к святому причастию. Наш народ относился к иорданской воде с такой большой набожностью, что вплоть до ее освящения сохранял строгий пост и принимал ее натощак, будто причащаясь. Наши верные кропили иорданской водой свои дома и целое подворье, чтобы отогнать от своего хозяйства всякую нечистую силу. И сегодня они радостно приветствуют в своих домах священника, который ежегодно благословляет и освящает их и дома иорданской водой.

 

Веру нашей Восточной Церкви в силу и благословение иорданской воды лучше всего отражает содержание молитв и обрядов великого освящения воды. В тех молитвах многократно призываем Святого Духа, чтобы Он сошел, очистил и освятил воду и наделил ее целебной силой на пользу для души и тела. Великая ектения во время освящения воды содержит аж 26 просьб, среди которых есть такие слова: «Чтобы освятились воды эти силой, деянием и сошествием Святого Духа», «Чтобы на воды эти сходило очистительное деяние пресущной Троицы», «Чтобы была им дарована благодать избавления, благословения Иордана, силой и действием и сошествием Святого Духа», «Чтобы мы были просвещены просвещением ума и благочестия сошествием Святого Духа», «Чтобы вода эта стала даром освящения, избавления от грехов, во исцеление души и тела, и на всякую особую пользу»; «Чтобы была она на очищение душ и телес всех, кто с верою черпают и причащаются ею».

 

Прекрасные своим глубоким содержанием молитвы иорданского водосвятия величают Пресвятую Троицу и просят Святого Духа, чтобы Он сошел и сам освятил воду. Здесь подчеркивается значение, сила и святость иорданского водосвятия. Вот несколько из тех молитв: «Сегодня иорданские воды превращаются в целебные Господним пришествием ... Сегодня грехи иорданскими водами омываются. Сегодня рай открывается людям и солнце правды сияет нам ... Сегодня мы избавились от древнего рыдания и, как новый Израиль, спаслись. Сегодня мы от тьмы освобождаемся и светом богоразумения озарянмся ... Сегодня светом просвещается все творение ... Сам, Человеколюбче Царю, приди и ныне сошествием Святого Твоего Духа и освяти воду сию, и дай ей благодать избавления, благословения Иордана, сотвори ее источником нетления, даром освящения, разрешением грехов, исцелением недугов, погубною для демонов, для супротивных сил неприступной, ангельской силы исполненной, чтобы все, что черпают ее и причащаются, имели ее на освящение душ и телес, на исцеление от страданий, на освящение домов, на всякое особое употребление... И подай всем, что прикасаются к ней и причащаются, и помазуются ею, освящение, здоровье, очищение и благословение».

 

Перевод с украинского.

Источник: о. Юліян Катрій, ЧСВВ. «Пізнай свій обряд», Львів — Монастир Свято-Іванівська Лавра, видавничий відділ «Свічадо» — 2004.