Михаил ШелудькоНа земле существует несколько теистических религий, духовная практика которых во многом сходна с практикой христиан, порой различия весьма незначительны. На первый взгляд может показаться, что это дает повод считать религии происходящими из одного и того же источника. В данной небольшой статье автор анализирует причины сходства и выводит основополагающий принцип, с помощью которого можно судить о тождестве или различии источников духовного откровения.

Сходство религиозной практики 

Михаил Шелудько

 

В свое время, как установлено историками-библеистами, еврейский народ воспринял некоторые методы поклонения Богу у окружающих народов. Задолго до первого еврея — Авраама — в среде людей почитание Высшего Начала подразумевало определенный ряд действий: воскурения, славословие и принесение жертв. Но почему? Правомочно ли поклоняться истинному Богу теми же способами, что в ходу у язычников? Но язычниками ли таковые изобретены?

Сходство религиозных обычаев объясняется прежде всего исторической памятью человечества, ведь подавляющее большинство населяющих землю народов некогда были едины, об этом свидетельствуют многочисленные истории, содержащиеся в дошедших до нас древних эпосах. Иудейское предание, например, повествует о послепотопном времени, когда единственными выжившими людьми стали члены семьи Ноя; общавшийся с Ноем Господь заповедал ему семь принципов богопочитания:

1. Не поклоняться идолам;

2. Не оскорблять Бога;

3. Не убивать;

4. Не иметь недозволенных сексуальных отношений;

5. Не воровать;

6. Не есть мяса, отрезанного от живого животного (или мяса с кровью);

7. Установить на земле правосудие, дабы нарушители предыдущих шести заповедей несли наказание.

Частично эти принципы присутствуют в большинстве вероучений, вследствие чего иудеи делают вывод о божественном происхождении некоторых религиозных взглядов человечества. Со временем богооткровенные принципы приходили в упадок, зарастали домыслами и этнизировались.

Библия говорит, что вскоре после потопа Ной совершил Господу жертвоприношение, причем уже в то время эта практика не была новой — первую жертву на заре веков принесли еще легендарные Каин с Авелем.

Кроме того, передаваемое ноевыми потомками знание Бога подкреплялось инстинктивным чувствованием того, как взаимодействовать с Высшим. Стремление к Божеству заложено в самой природе человека, также как и сексуальное влечение к противоположному полу. В меру желания следовать начертанным в сердце духовным принципам, человек либо раскрывает Богом данный потенциал, либо «зарывает свой талант в землю».

Веками ведение божественного в народах оттачивается и совершенствуется, однако являясь лишь отражением, отголоском откровений Яхве своему народу. Только Израиль получил все полное и последовательное учение от Бога; исключительно Всевышнему поклонялись верные Ему все века, Бог не позволял идолопоклонству и лжеучениям овладевать Его избранным народом, жестко наказывая отступников и поддерживая двустороннюю связь посредством пророков.


Мы видим, что, после того как Господь заключил с домом израилевым Новый Завет, открыл более духовные и глубокие представления о взаимоотношениях с Ним, через время сходные идейные прорывы стали наблюдаться и в других, исконе языческих религиях. В нашу эпоху ключевой чертой теизма давно уже стала любовь Бога и к Богу; ныне, даже возрождаемые паганские культы густо сдабривают свои вероучения сим, чисто христианским понятием, — древние верования меньше всего могли бы ассоциироваться с чем-то, наполненным любовью.
Плагиат? Не только. Сходство духовной практики христиан и представителей других религий иногда объясняется врожденной интуицией, направляющей человека определенным образом почитать Бога.


Так же, как и древние евреи, ортодоксальные христиане ассимилировали ряд практик у окружающих язычников, тем не менее само христианство от этого язычеством не стало: созданный ко взаимодействию со Всевышним человек просто использовал образы чувствования окружающего мира в их истинном предназначении — воздаванию хвалы Господу при посвящении Ему всех сторон собственного существования.


Насколько подобные заимствования и отклонения от явленной Иисусом духовной перспективы оправданы и прогрессивны — отдельный вопрос, требующий внимательного рассмотрения христианскими верующими, но факт остается фактом: вера и практика не-христиан однозначно не приносит духовного плода для Бога; при этом вариативность внешнего изъявления христианской веры считается допустимой до тех пор, пока наносное не искажает главного — природы и характера Бога, исключительности прихода к Нему через Иисуса Христа.


Определяющей чертой религии является Личность, объект поклонения и почитания, форма же практики может видоизменяться согласно человеческой обусловленности.


О людях, признающих Христа единственным Сыном Божьим, но служащих Ему несколько отличным от принятого образом Иисус говорил: «не запрещайте им; кто не против вас, тот за вас» (Марк, 9:40.).

 

Центральным вопросом в религиоведении должно быть определение объекта поклонения, то есть личности Бога.


Прежде чем приступать к изучению методов служения, учения о вере, необходимо определить, на кого эта вера направлена и каковы характеристики личности, выдаваемой за источник откровения, то есть Всевышнего.


Сравнивая характеры и принципы Иеговы и, к примеру, Кришны, мы находим в них явное противостояние. Следовательно, все богатство вайшнавского учения о преданности подпадает, с христианской точки зрения, под определение идолопоклонства, поскольку объектом служения является не-Бог. Другое дело, что даже идолопоклонники могут служить верующему христианину примером того, как нужно посвящать себя избранным идеалам, особенно когда таковыми является следование Христу. Так, поучительными для христиан могут служить поступки ранних коммунистов, которые жертвовали своими жизнями ради служения партийным идеалам, но это вовсе не значит, что христианин должен перенимать у коммунистов их атеистические идеи об общественном устройстве. Вместе с тем, углубленно изучать опыт и философию нехристианских религий опасно, так как наряду с прогрессивными достижениями иноверцев верующий рискует неумышленно воспринять и что-то богопротивное, могущее привести к ересям, духовным недугам и даже вечной смерти.


Культовая сторона ислама — яркий пример во многом правильного поклонения неистинному божеству. Казалось бы, мусульмане продолжают монотеистическую религию иудеев, а значит и объект поклонения у них с евреями общий — Бог Яхве, которого они именуют Аллахом. Итак, мы имеем дело здесь с ересью, или с язычеством?


В принципе, и ересь, и язычество могут нанести одинаковый урон попавшемуся в их путы искателю — духовную смерть в разлуке с Богом. Но почему важно все-таки эти понятия разделять? Доверяющий Богу еретик имеет все шансы вырасти в своем понимании Пути и принять чистое исповедание, тогда как любой прогресс в любви к идолу будет только отдалять язычника от Христа.


Весь ислам построен на истории откровения Аллаха пророку Мухаммеду. Но дело в том, что личность, открывшая Мухаммеду Коран не может быть идентичной Личности, пославшей в мир Своего Сына Иисуса Христа, поскольку тогда бы Коран был христоцентричен, развивая и продолжая линию Иисуса и апостолов.


Сама по себе идея монотеизма еще не является достаточным основанием для признания какой-либо религии истинной. Доктрина единобожия — свидетельство правильного отношения человека к Высшему, но еще не факт двусторонних взаимоотношений с Господом Богом. Важнейшим пунктом в определении истинного Объекта почитания является Его учение о спасении, то есть о способе осуществления духовной двусторонней связи с Ним. Именно оно служит верной чертой, характеризующей Личность Бога. Если бы доктрина спасения в исламе была идентичной библейской, если бы все принципиальные в ней вопросы четко совпадали с христианскими, только тогда идентичность личности Бога была бы вероятной. В реальности все обстоит иначе. Следовательно, ислам является языческой религией, а значит молитвы мусульман адресованы не Яхве.


Неправильное, обусловленное стереотипами поклонение истинному Богу все же лучше, нежели правильное поклонение богу неистинному.
В данном контексте стереотип — это устойчивое восприятие христианином природы Бога и способов угождения Ему. Зачастую стереотипы обусловлены воспитанием, культурой, традициями, мнением окружающих или высказываниями авторитетов. Так, об отношении к христианским стереотипам писал еще апостол Павел, призывая не осуждать верующих, почитающих нечистым то, что другие считают чистым. Пока у человека есть стереотип, будет естественным и поступать согласно таковому, дабы не искушать свою совесть. Однако, если приходит более прогрессивное понимание, максимально свободное от относительности, необходимость следования стереотипам отпадает, как это было с Ветхозаветной Церковью после явления Церкви Новозаветной.


Итак, принцип язычества (идолопоклонства) — поклонение тому, что не является Богом. Речь идет не о способе поклонения, а об объекте. Способ предписывается Писанием и корректируется Святым Духом, но всегда — согласно Писанию, как авторизованному Общиной своду свидетельств духовного опыта предшественников. А сходство между религиями будет всегда, и, чем более христианство будет утверждаться в мире, тем более похожими на него будут становиться конкурирующие культы. И завтра неискушенному искателю истины будет еще сложнее сориентироваться в мире религиозных учений, чем сегодня, поэтому задача христиан — не расслабляться и не прекращать наносить антитезисам предупреждающие удары в виде полемики и позитивной проповеди Евангелия.


«Язычества не будет» — обещал Господь. Борьба с язычеством мотивирована неравнодушием к богохульству. Не только прославлять имя Господне цель верных Ему, но и пресекать духовный разврат ненасильственными методами, как делали это библейские пророки, Иисус и апостолы.


Любовь обезопасит благовествующего от фанатизма, и тогда Господь не упрекнет нас в корыстолюбии.


«Ибо, когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих.» (1 Кор. 1:21.)

 

Публикуется по: журнал Amen #1, 2004