Категория: Статьи
Просмотров: 6317

Воровство контентаВозвращаясь к теме компьютерного пиратства и использования ворованного контента из Интернета, предлагаем взглянуть на данную проблему глазами христианских издателей.

Халява «по благодати»

— Ой, как жаль, что этой книги нет в онлайне!
— Действительно советуешь прочесть? А где ты загружала?

 

Меня как работника христианского издательства такие реплики всегда больно задевают. Потому что я очень хорошо понимаю, что каждая такая загрузка не просто вытягивает нить из уже и так ветхого платья украинского христианского книгоиздания, она - предположительно - приближает его конец. Когда нашим читателям не останется ничего другого, как навсегда забыть об украинских писателях, читать книги в оригинале или пользоваться услугами переводчиков-любителей. А все потому, что большинство наших сограждан все еще страдают синдромом «MADE IN USSR» и верят в старые, хорошо сформулированные ... мифы.

 

Миф номер 1.

Издательства нас наживаются.

 

В сфере книгоиздания я работаю уже несколько лет. Сначала - как переводчица книг, затем — как писательница, устная переводчица на переговорах, а теперь и главный редактор. Могу сказать, что уже немного повидала издательский мир изнутри. Видела, как живут директора издательств, знаю, какую получают зарплату работники. И прекрасно понимаю, как издательства «наживаются».

 

Соответственно, с чистой совестью могу утверждать, что ни один человек, который хочет заниматься прибыльным бизнесом, не откроет издательство и не будет его директором. Ни один переводчик, уважающий свою работу и не имебщий целью заниматься благотворительностью, не будет переводить христианских книг. Ни один мужчина, которому нужно содержать семью и учить детей, не пойдет работать в типографию, где печатают материалы для воскресных школ.

 

Потому что меньших зарплат нет нигде!

 

Если директору приходится выполнять множество функций, и быть время от времени заодно водителем, грузчиком и разнорабочим, и если главному редактору (чьи прямые обязанности - отбирать книги для перевода, заниматься подписанием соглашений, подбирать персонал для творческой работы и контролировать процесс подготовки книги к печати) приходится самому еще и переводить, редактировать, писать и заниматься рекламой, и при этом еще брать дополнительные переводы с других издательств и компаний и искать еще пять дополнительных подработок, отрывая время от сна и семьи, только для того, чтобы выжить. .. и все равно получать меньше, чем получает учительница младших классов, которая работает только полдня - то скажите, кто на ком наживается?

 

Издавать христианскую литературу сегодня - это уже благотворительность. А издательства еще умудряются поддерживать миссии, дарить свои книги в интернаты, приюты, тюрьмы.

 

Хотели бы нажиться, да все некогда ...

 

Миф номер 2.

Даром получили, даром отдавайте. Если нет - имеем право забрать силой.

 

Как продавать Библии или христианскую литературу? Это же ай-ай-ай какое кощунство. Как можно признавать авторское право? Это же Бог дает талант, это не заслуга человека. Зачем уважать труд людей? О них Бог позаботится, я не должен им платить. Не хотите продавать — мы сделаем копии (тиражирование cd в наше время достаточно недорогая услуга). Или мы украдем (нет-нет, слово украдем - уже безбожная правка автора статьи, никакой набожный человек так не будет мыслить), и выставим на сайт. А они пусть печатают еще. На то их Бог поставил. Он и позаботится. А мы все делаем для церкви, не для себя.

 

Миф номер 3.

Электронные книги должны стоить меньше.

 

«Ну продавайте электронные версии - так всем будет легче», - часто учат меня. А почему вдруг должно быть дешевле? Напечатать бумажную книгу - не так уж и дорого. По крайней мере, это не главная графа расходов издательства. Если речь идет о переводной литературе, то, во-первых, нужно заключить еще один договор с разрешением выпускать не только бумажную книжку в мягкой обложке, но и электронную. Соответственно, растет роялти. От того растет стоимость. Далее - те же перевод, редактура, корректура, верстка. Теперь нужен еще один (два? три? четыре?) человека для того, чтобы оформить правильный формат ел.книжкы - раз уж покупатель за нее платит, то хочет, чтобы его читалка (ноутбук? Компьютер? Смартфон? Телефон? Таблетка? ) могла открыть. А форматы везде разные. Хостинг специальных сайтов, открытие дополнительных счетов, менеджер по продажам электронных книг, налоги и т.д. И кто за ту работу должен платить? Конечно, покупатель. Ну что, вы согласитесь? И, давайте, будем честными. Если лежит параллельно два файла той же книги - один платный, другой бесплатный, который вы выберете? Учитывая, что купить - это дополнительная морока с электронными кошельками, подтверждениями кодов и так далее. ... Здесь еще часто приходят комментарии типа «в моем городе нет книжного магазина». Напомню, в каждом издательстве работает отдел «Книга - почтой». За доставку платить не нужно. А также на отдаленном хуторе есть почтальон.

 

Миф номер 4.

Мне все виноваты.

 

Даже не хочется отдельно останавливаться на этом пункте. Но мы все хорошо знаем, к чему приводит милостыня уличным нищим - к эксплуатации детского труда, проституции, подростковому алкоголизму, дракам, наркомании, хулиганству, абортам, распространению СПИДа и венерических заболеваний.

 

Эти люди нуждаются в деньгах, они требуют внимания специальных социальных служб и центров.

 

В милостыни читателям другая форма - но та же суть. Мы воспитываем безответственную нацию, мы сами воспитываем тех, которые потом станут президентами, чиновниками, депутатами и будут свято верить, что им все должны. А они не обязаны никому платить.

 

Миф номер 5.

Цель христианских издательств - просвещение. Для этого им деньги не нужны.

 

И действительно. Бумага растет на специальных полях, которые раскинулись вокруг каждого издательства. Работники получают зарплату из небесной канцелярии в виде манны и куропаток. А все остальное - настоящая магия. Какие тут кому нужны деньги? Не смешите.

 

Миф номер 6.

Христианские издательства живут на дотациях церкви.

 

Христианские издательства, хочу вам сказать, живут вопреки кражам со стороны людей, принадлежащих к церковных общинам (или управляющими ними).

 

Миф номер 7.

Наука бывает бесплатной.

 

Бесплатный сыр сами знаете где. Книга, которую вы приобрели за собственные деньги, будет больше цениться и принесет больше пользы. Я знаю это очень хорошо - поэтому, работая в издательстве, сама покупаю книги. Для себя и друзей. Потому что очень люблю свою работу и очень не хочу, чтобы наше издательство закрылось и перестало работать.

 

Надія Гербіш, главный редактор издательства "Ездра"


Перевод с украинского. Оригинал публикации — РИСУ.