В статье рассматривается церковное право Католической Церкви.

 

В католицизме протяжении столетий была детально разработана система церковного права, по которому осуществляется внутреннее управление делами церкви и религиозных организаций. В разные исторические периоды в странах христианской традиции объем этого права определялся особенностями отношений между государством и церковью. Еще в Византии согласно Свода Юстиниана в компетенции церковного суда и ведении епископов находился ряд государственно - административных и судебных вопросов. В западноевропейских государствах средневековья до церковного права принадлежали не только нормы, регулирующие внутреннюю жизнь церкви, но и нормы светского характера: много дел о преступлениях против личности и общественного порядка, брачные отношения, споры родственников о наследстве и т.п. . Но в течение XVIII -XIX вв . объем церковного права постепенно поднялся к регулированию исключительно внутренней жизни церкви.

 

В христианском церковном праве использовался особый древний способ судебного доказывания: а именно коллегия адвокатов и возможность призвать божественные силы для разрешения споров - «суд Божий» (indicium Dei). Обращение к нему существовало и в светском праве, чаще всего в германском, где этот метод доказывания получил название ордалии( от англосакс. ordol, лат. ordalium - приговор, суд).

 

Ордалии применялись как вполне законный способ судебного доказательства и согласно ордонансами английского короля Генриха II . Среди форм « суда Божия », который определял виновность или невиновность, наиболее распространенными были :- Испытание огнем (например, виновный должен был некоторое время держать руку над огнем, сделать девять шагов с раскаленным железом в руках, пройти босыми ногами через огонь и т.д.);- Испытание водой (например, требовалось достать из сосуда с кипящей водой железный предмет или кольцо );- Поединок конфликтующих сторон, предполагает равные условия борьбы ( данная форма испытания применялась только среди свободных людей). В 1215 году ордалии были запрещены законом, но еще долгое время на уровне традиции были средством решения споров. Данное испытание использовалось также (преимущественно как испытание водой) в процессах, проведенных инквизицией по обвинению в колдовстве и сатанинской магии.