Мы знаем несколько интересных фактов из жизни Папы. Например, что он болельщик аргентинского футбольного клуба, любит летать эконом-классом и пользоваться общественным транспортом, посещает приюты для бедных и тюрьмы.


Но без внимания остался еще один интересный момент, который, между прочим, объединяет его с близкой нам Беларусью. Именно об этом мы и поговорим сегодня.

Речь идет об увлечении Папы Франциска искусством Марка Шагала. Одно из произведений этого художника Папа считает шедевром такого уровня, до которого раньше не поднималось человеческое искусство. Имеется в виду картина «Белое распятие».

Еще как кардинал, на страницах книги «Иезуит», вышедшей в 2010-м, будущий Папа называл это полотно своим любимым, отвечая на вопрос журналиста о своих художественных вкусах. Он много рассказал об этом произведении витебского мастера, особенно подчеркивая определенный духовный аспект, который эта работа выражает: «Я всегда считал эту картину одной из самых удивительных из среды созданных когда-либо, говоря, что Страсти здесь спокойные и воодушевленные надеждой», - отметил тогдашний архиепископ Буэнос-Айреса кардинал Хорхе Бергольйо.

Да, действительно, «Белое распятие» Марка Шагала считается одним из лучших произведений художника. Оно написано в 1938 году, в год «Хрустальной ночи» - большого погрома, устроенного на территории Германии и Австрии нацистскими штурмовыми бригадами СА и рядовыми гражданами-неевреями. Шагал тогда уже жил во Франции, а картину создал под влиянием этого события.

«Белое распятие» включает в себя всю трагедию еврейского народа: ненависть, преследования, погромы, происходившие на протяжении ХХ в. Шагал не стремился изобразить какую-то конкретную сцену, но через символы и образы стремился показать глубину всей драмы. Здесь представлено сожженную синагогу, символизирующий разрушение нацистами мест культа и произведений многих евреев, самого Шагала также (в 1933 году многие из его полотен были уничтожены по распоряжению Геббельса), сожженные дома, разбросанные мебель для офиса и свитки Торы, мертвые тела, люди, сидящие на земле у уничтоженных домов, беженцы, толпа антисемитов с красными коммунистическими флагами. Трагедия, происходящее вызывает плач ветхозаветных персонажей, которых Шагал изобразил в верхней части своего произведения. Посреди этого хаоса, боли и покаяния художник поместил изображение распятия Иисуса Христа. Он занимает всю центральную часть картины. Над Христом готическими буквами написано аббревиатуру «INRI».

Интересно, что для того, чтобы передать несправедливость и боль невиновных, еврей Шагал использовал откровенно христианский образ. В лице Распятого Христа он представил весь «распят» еврейский народ. Недаром Иисуса изображен подпоясанным традиционным белым талит с черными полосками - частью еврейской литургической одежды. «Мученичество Иисуса - это мученичество моего народа в те годы», - отвечал Шагал на обвинения со стороны своих единоверцев в использовании христианской символики.

Еще одна важная деталь любимого художественного произведения понтифика - луч белого света, который пересекает полотно сверху вниз. Верный иудейским предписаниям, которые запрещают изображать Бога, художник представил Его в виде белого луча. Свет нисходит на Христа и символизирует уничтожение Его смерти. Иисус выглядит не как умерший, а как окутанный сном. «Страсти здесь спокойные и воодушевленные надеждой», говорил Папа Франциск. Такой образ Христа напоминает нам евангельский отрывок, в котором рассказывается о буре, испуганных учеников в лодке и Иисуса, который спокойно спит подле. Именно уверенность в том, что Бог рядом и никогда не оставляет порождает в нас надежду и покой, которого не могут лишить никакие преследования. Папа Франциск не раз об этом говорил в своих проповедях и выступлениях.

«Белое распятие» не является исключительным случаем использования Шагалом библейских образов. Он часто черпал вдохновение для своих художественных произведений именно с Библии. «Мне казалось до сих пор кажется, что она [Библия] является главной колодцем поэзии всех эпох (...). Я всегда пытался это иллюстрировать в своем искусстве », - говорил сам художник.

В период 1935-1956 гг художник создал цикл работ под общим названием «Библейское послание», который ныне хранится в Музее современного искусства в Ницце. К циклу входит 17 больших картин, 194 гравюры и гуаши, представляющих сцены из книг Бытие, Исход, Песни песней Соломона, а также скульптуры, мозаики и витражи. Шагал говорил: «Я хотел оставить [для музея] свои картины, чтобы люди могли в них искать и находить определенное спокойствие, духовность, смысл жизни». Передавая картины в дар музею, он отметил, что «хотел нарисовать мечту о мире всех людей». «Возможно, в этот дом придут молодые и не совсем молодые люди, чтобы искать идеала братства и любви, о котором мечтали мои краски. Возможно, они перестанут быть врагами (...) и все, независимо от вероисповедания, смогут приходить сюда, чтобы говорить об этой мечте, далекую от злобы и насилия. Будет ли это возможно? Думаю, да. Все возможно, когда начинается с любви », - подчеркнул Марк Шагал.

Как и Папа Франциск, этот художник любил повторять слова св.Бенедикта: «работать и молиться». Благодаря этой молитве появились замечательные образы, глубоко проникнуты духовностью. Может, это и поражает Папу Франциска в искусстве прославленного выходца из Беларуси?

 

По материалам Credo