Отцы Церкви

Одним из главных вопросов, разделяющих сегодня православных и католиков, является вопрос о примате Папы Римского - первенстве апостола Петра и его преемников в Церкви. Предлагаем вниманию читателей список цитат из трудов отцов Церкви первого тысячелетия, в которых рассматривается первенство апостола Петра и его кафедры - Римской Церкви.

Святые отцы о первенстве апостола Петра

Преп. Ефрем Сирин

«Радуйся Петр, уста учеников, глас проповедников, око апостолов, страж небес, перворожденный из приявших во власть ключи» (Ефрем Сирин «Похвальное слово Петру, Павлу, Андрею, Фоме, Луке и Иоанну, и на чтение из Евангелия от Иоанна»).

Св. Василий Великий

«Одною из таких гор был Петр; и Господе дал обетование на сем камне, создать Церковь Свою» (Твор. св. Вас. Вел., “Толк. На пр. Исаию”, гл. 2; II, 93–94; с. 66, Mg. 30, 233).

Святой Иоанн Златоуст

«Для чего Сын Божий пролил кровь свою? Для того, чтобы приобрести тех овец, которых он вверил Петру и его преемникам». («Творения», изд. Спб. Д. А., I, 415).

Св. Киприан Карфагенский

«Один есть Бог, и один Христос, и Церковь одна, и кафедра, основанная по слову Господа на камне одна» (Твор. св. Кипр. Карф., I, 124).

Св. Григорий Нисский

«А великий Петр, прицепившись к камню, стал Петром» (Твор. св. Григ. Нисск., III, 375). «…с изменением имени (он) претворяется Господом в нечто божественнейшее, вместо Симона наименован и соделан Петром» («Твор. св. Григ. Нисск.», Москва, 1862; Бес. 15, III, 374).

Св. Епифаний Кипрский

«Тот, кому вверено стадо, превосходный путеводитель силою Господа Бога» (Ancorat. 9; Mg 43, 33).

Св. Лев Великий

«И все же, из всего мира избирается один Петр, который поставляется старшим (praeponitur) и над делом обращения всех, и над всеми апостолами, и над всеми Отцами, дабы Петр, – хотя в народе Божием имеется много священников и много пастырей, – управлял (теми), кем по преимуществу управляет Христос». (Св. Лев В., Ml 54, 149–150).

Св. Феодор Студит

«Петр более всех любил, как сам засвидетельствовал… за каковое (троекратное) свидетельство получил в награду право пасти всех… Петр за то, что больше любил преимуществовал…» («Твор. св. Феод. Студ.», СПб., 1908, т. II, стр. 143).

Никифор Константинопольский, патр. Послание ко Льву III, папе римскому

«Сильный о Господе, молись о нас, святейший и блаженнейший брат, имея посредником и помощником перед Богом общего нашего предстателя и покровителя, великого и верховного Апостола, коему не поленись возносить молитвы за нас, недостойных рабов его».

Феофилакт, блж. «Благовестник или толкование на Евангелие от Матфея»

«При сем ты заметь также, что брак нимало не препятствует добродетели: ибо и верховный апостол имел тещу».

Святые отцы о первенстве Римской Церкви

Блаженный Иероним

«Первенство принадлежит Римской Церкви, потому что она – кафедра Петра, ковчег спасения и твердыня, все поддерживающая. Петр – особый избранник из числа двенадцати, дабы учреждением главы оградить Церковь от расколов» (Против Иовиниана, I, 26).

«… я решился обратиться за вразумлением к кафедре Петровой… хотя твое величие приводит меня в трепет… Я следуя прежде всего Христу соединяюсь с блаженством Твоим, то есть с Кафедрою Петровою. Я знаю, что на этом камне создана Церковь; кто вне этого дома будет вкушать агнца, тот чужд священного сонма, кто не будет в ковчеге Ноевом, тот погибнет в разливе потопа… Кто не собирает с тобой, тот расточает, т. е. кто не Христов, тот антихристов». («Творения», изд. Киевс. Д. А., I, 44–47).

Преподобный Феодор Студит

«Если же встретится что-нибудь сомнительное», то повелите «принять объяснение от Древнего Рима, как делалось издревле и от начала по отеческому Преданию. Ибо там… верховнейшая из Церквей Божиих, на престоле которой первый восседал Петр, которому Господь сказал: «ты еси Петр…» («Творения», Спб. Д. А., 1908. II, 447.)

Св. Максим Исповедник

«Сколь же более это так в случае с клириками и Церковью Римлян, которая с древности и до наших дней верховенствует над всеми церквями под солнцем? Она, несомненно, получила это законно, как от Соборов и Апостолов, так и от князей последних, и, причисленная к ним, она не подчинена писаниям и приказам соборных документов, благодаря высоте ее понтификата даже во всех таких вещах все равно подчинены ей в соответствии со священным законом. Итак, когда, без страха но со святым и приличествующим доверием, эти служители (папы) происходят от истинно твердой и неколебимой скалы, то есть от величайшей и Апостольской Церкви Рима» (Maximus, in J. B. Mansi, ed. Amplissima Collectio Conciliorum, vol. 10).

«Если Римский Престол признает Пирра не только нечестивцем, но и еретиком, определенно и ясно, что те, кто анафематствует тех, кто отвергает Пирра, анафематствует также и Римcкий Престол, то есть анафематствует Кафолическую Церковь. Я едва ли должен добавлять, что он отлучает также и себя, если он, конечно, в общении с Римским Престолом и Кафолической Церковью Божией. Пусть он, прежде всего прочего, поспешит удовлетворить Римский Престол, ибо если тот будет удовлетворен, все согласно назовут такого благочестивым и православным. Ибо лишь тратит слова впустую тот, кто думает, что он должен убедить или завлечь в ловушку таких как я, а не удовлетворяет и не умоляет благословенного Папу Святейшей Кафолической Римской Церкви, то есть Апостольский Престол, который от Самого Воплощенного Сына Божия, и также от всех святых соборов, в соответствии со святыми канонами и определениями, получил вселенское и высшее владычество, власть, и силу вязать и разрешать над всеми Церквами Божиими по всему миру» (Maximus, Letter to Peter, in Mansi x, 692).

«Все пределы вселенной и повсюду на земле, непорочно и православно исповедующий Господа, как на солнце вечного света неуклонно взирают на святейшую Церковь Римлян, на ее исповедание и веру, принимая из нее сверкающий блеск отеческих и святых догматов… Ибо и с самого начала от сошествия к нам воплощенного Бога Слова, все повсюду христианские Церкви приняли и содержат ту величайшую между ними Церковь Римскую, как единую твердыню и основание, как навсегда неодолимую по обетованию Спасителя вратами адовыми, имеющую ключи православной в Него веры» (Migne PL, 110, 137–140).

«Лишился святости тот, кто по своей воле вышел из кафолической Церкви. Не дозволено ни под каким видом воздавать хвалу тому, кто за свою склонность к ереси был осужден Римским Апостольским Престолом и был им отлучен, до тех пор, пока он не обратится вновь к этому престолу и не будет им принят». Надо «удовлетворить правилам» и обратить «свои мольбы к всесвятейшему Папе Святой Римской Церкви, то есть, к апостольскому престолу, получившему от воплотившегося Бога Слова и от всех Соборов, согласно святым канонам, полную власть над всеми святыми Церквами Божьими, во всем мире, также как власть вязать и решить» (Mg. 91, 144).

Св. Феодор Студит Константинопольский (Из послания к Императору Михаилу)

«Пусть он (Патриарх Никифор Константинопольский) соберет Собор тех, с кем он разнится в мнениях, и, если невозможно присутствие представителей других Патриархов, непременно могло бы, если бы изволил Император, быть так, чтобы присутствовал Патриарх Запада (Римский Папа), которому дана власть над вселенским собором; но пусть они сотворят мир и единство, послав соборные послания прелату Первого Престола» (Theodore the Studite, Patr. Graec. 99, 1420).

«У нас состоялся всенародный собор, на котором заседали и начальствовали сановники, собор к нарушению Евангелия Христа, Которого ключи ты получил от него чрез верховнейшего из апостолов, и преемников его до предшественника священной главы твоей». «Об этом мы, нижайшие чада Кафолической Церкви, почли необходимым донести Тебе, первейшей апостольской главе нашей. Впрочем, измыслить и сделать угодное Богу принадлежит тебе, руководимому Духом Святым, как и в других делах так и в этом…» («Творения», Спб. Д. А., 1908. II, 267–270, Послание к папе Льву III).

Святой Василий Великий

«А для нас показалось благовременным писать к Римскому Епископу, чтобы обратить внимание на здешние дела, и подать ему мысль, чтобы по затруднительности послать кого-либо из тамошних по общему и соборному определению, сам себя уполномочил в этом деле, избрав людей, которые были бы способны… привести в разум совратившихся у нас» («Творения», пер. МДА, СПб., 1911, III, 94, п. 65(69).

Святой Петр Хрисолог

«…советуем тебе, достопочтеннейший брат, чтобы ты с покорностью внимал всему, что написано блаженнейшим папою города Рима; потому что святой Петр, который живет и восседает на своем престоле, открывает ищущим истину веры. Ибо мы, по любви к миру и вере, помимо согласия епископа Римского, не можем расследовать о предметах веры» (Деяния Вселенских Соборов, т. 2, СПб., стр. 30).

Послание Тарасия, святейшаго патриарха Константинополя, новаго Рима, к Адриану, папе древняго Рима

«Божественный апостол Петр, коего и престол наследовала братская ваша святыня, отвергнул таковых, яко Симона волхва. Посему мы не колеблемся возвещати истину, сохраняя и содержа преподанное нам в правилах святых апостол и славных отец наших, и, аще что из сих нарушили некие, от таковых отвращаемся. Братское ваше священнолепное архиерейство, исправляя законно и по воле Божией священноначальственную должность, стяжало громкую славу».

Никифор Константинопольский, патр. «Защитительное слово ко Вселенской Церкви относительно нового раздора по поводу честных икон»

«Попирая таким образом волнуемую Церковь, нечестивый Константин, упорнее вооружаясь против православных наших догматов, без архиерея царствующего града (ибо Анастасий, занимавший кафедру после преподобного Германа, в то время уже скончался) и не пригласив архиерея ни старого Рима, ни другого какого престола, согласно церковному канону, следуя своему нечестивому желанию или, вернее, пользуясь наглостью тирана, презрев божественные законы, через бесстыдно созванных им нечестивых епископов, сделал все, что зависело от него, чтобы устроить их (икон) низвержение, осмелившись – безбожник – называть христиан идолопоклонниками и постановив в определении этого нечестивого скопища не поклоняться впредь священным иконам и не изготовлять их».