в одной руке Библия, а в другой газетаДиректор Религиозно-информационной службы Украины, историк и публицист Тарас Антошевский рассуждает о роли масс-медиа в жизни Украинской Греко-Католической Церкви и взаимоотношениях Церкви и общества. В статье анализируются успехи и неудачи на этом поприще УГКЦ. "Медиа-образование становится необходимостью для любого пастыря, который не превратился в прораба," считает автор.

Вид современного священника: в одной руке Библия, а в другой газета

Время упущенных возможностей?

Ситуацию в сфере церковной журналистики в Украинской Греко-Католической Церкви во многом можно сравнить с библейской историей о закопанных талантах. Лет 15 назад, по словам светских журналистов, УГКЦ имела лучшую в Украину церковную пресс-службу, радио, печатные издания, не было конкуренции среди других конфессий. Но за эти годы не произошло такого роста, который произошел в других церквах. УПЦ (МП) имеет свою ТРК «Глас», которую транслируют через спутник, многочисленные и качественные веб-ресурсы, радио и телепрограммы.

Далеко вперед ушли молодые протестанты, которые уже распоряжаются многопрофильными медиа-холдингами, вышедшими на международный уровень. В УГКЦ, конечно, существуют свои многочисленные СМИ и возникают новые, но мне сейчас хочется также упомянуть о тех проектах, которые исчезли, хотя в свое время были успешными: АРІ, газета «Арка», «Верую», альманах «Киевская Церковь».

И проблема не только в деньгах, как это часто аргументируют. Ведь если находятся деньги на дорогие авто, то можно найти и на то, что значительно нужнее для служения Церкви. Часто проблема заключается в непонимании необходимости и возможностей средств массовой коммуникации и нередко легкомысленном подходе к делу учредителей. Группа ведущих специалистов разработала по просьбе Блаженнейшего Любомира концепцию информационной деятельности УГКЦ. И хотя она получила одобрительную оценку специалистов и утверждение Синода епископов, однако так и не была представлена широкой общественности.

Нечто подобное и с Комиссией социальной коммуникации - никакая другая Церковь в Украине не имеет такой комиссии. Но когда она организовывала обучение для работников церковных институций с привлечением хороших медиа-специалистов, в этом соглашались участвовать лишь несколько церковных «пиарщиков». Еще хуже ситуация с частными инициативами в Интернете, в частности, с блогами. В Украине около сотни православных священников имеют свои блоги. И часто их блоги - это новая кафедра современного пастыря. А вот блоги греко-католического клира можно сосчитать на пальцах и, кажется, одной руки. Наконец, действительно абсурдная ситуация - мы единственная крупная Церковь, которая не имеет центрального печатного органа. Хотя, по словам Блаженнейшего Любомира, он нам не нужен ...

На сегодня, как справедливо замечают эксперты, медиа-рынок УГКЦ, кроме нескольких проектов, полностью замкнулся в себе и в определенном смысле застыл на низах. Епархиальные издания преимущественно не имеют своих полноценных редакций, держатся на энтузиазме отдельных личностей. Тогда, конечно, они не могут охватывать весь спектр работы, а свои страницы заполняют материалами из других изданий. Тиражи далеки от самоокупаемости, а размеры преимущественно не превышают 8-12 страниц. Для сравнения, многие епархиальные издания УПЦ (МП) имеют более 16 или даже 24 страницы. Но важнее другое - взята за правило серость, неинтересность этих изданий, результатом чего становится незначительное их влияние на паству. А вообще, доходят ли эти издания в отдаленные приходы, продаются ли, и насколько широко распространяются приходские издания?

Слышал неоднократно, что процесс может происходить в «добровольно-принудительной» форме. Как по мне, самая большая беда кроется в неготовности противостоять информационным атакам и применять антикризисный пиар. Помню, как в одной львовской желтой газете (которой уже нет) появились две статьи: против патриарха Любомира и о конфликте у сестер Иосафаток. Статьи имели бешеный успех среди читателей, большинство из которых если и не верили во все, что там написали, то все же зерно сомнения в отношении лиц, на которых произошло информационное нападение, было посеяно. Тем более, что не было кампании материалов с опровержениями или других надлежащих контрмер. И я слышал такое мнение, что эти публикации негативно повлияли на количество новых призваний к монастырям.

Сейчас агрессивную информационную пропаганду против руководства УГКЦ ведут подгорецкие самосвяты. Церковь внедряет пассивное созерцание в почтенные проблемы.

Новые перспективы

По словам руководителя Департамента информации УГКЦ о. Игоря Яцива, ситуация в медиа-сфере нашей Церкви улучшается. В епархиях начинают работать профессиональные пресс-секретари, на главном сайте больше информации с мест, и хотя проблемной остается дело финансирования Департамента, все же его работа стала более заметной. А благодаря поддержке Информационного совета (к которой по приглашению Блаженнейшего Любомира вошли ведущие медиа-специалисты) УГКЦ предлагает новые интересные проекты, в частности, комплект дисков с записями интервью Главы УГКЦ.

Разворачивает деятельность и упомянутая Комиссия, которая уже предлагает интерактивное обучение для своих членов. По словам о. Павла Худа, возглавляющего масс-медийную комиссию, начаты интересные проекты, которые призваны значительно улучшить качество журналистики и активизировать деятельность церковных СМИ. Существует инициатива объединения католических журналистов. Конечно, инициативы сверху не дают результатов, если их не поддерживают сами журналисты и редакторы. Медиа-образование становится необходимостью для любого пастыря, который не превратился в прораба.

Украинский Католический Университет предлагает различные формы обучения для желающих изучать религиозную журналистику. Успешными, как по мне, являются детские и молодежные проекты «Зернятко», «Ангелятко», «Ангеляткова наука», «100 талантов», а также мультимедийные проекты издательства «Свічадо», сделанные с другими институтами.

Внимание к юному читателю особенно важно, учитывая не только то, что это будущее Церкви. У нас потеряна культура чтения, особенно под влиянием распространения электронных СМИ. А качественные в оформлении и интересные по содержанию детские журналы поощрят детей к чтению периодики. Как справедливо заметил Петр Дидула, через некоторое время читатели этих изданий начнут искать продолжения в форме взрослой прессы. Поэтому есть реальные вызовы и потенциальные читатели.

«Свічадо», несмотря на широкий спектр интересной литературы, уже несколько лет осваивает мультимедийный рынок, за которым большое будущее. На днях был презентованы диски с Литургией, адаптированные для людей с недостатками слуха или зрения, подготовленные Катехитической комиссией УГКЦ. За этим направлением средств социальной коммуникации большое будущее. Неоднократно слышал пожелания от родителей из крупных городов (которым всегда не хватает времени), что есть потребность в дисках с компьютерными программами по христианской этике, с катехизацией. И интересных новых проектов можно перечислять еще немало.

Конечно, здесь не обойтись без качественного общественного издания. Это действительно может быть поликонфессиональный проект, сделанный совместно греко и римо-католиками. Последние также сейчас расширяют свое медиа-присутствие в Украине. И опять же, интересные проекты являются или молодежными или детскими, например, проекты капуцинского «Клара-Студио» из Винницы. Церковь наработала большое количество социально ориентированных документов. Но хотя они и выходят большими сборниками, в т.ч. на украинском языке, однако практическое учение Церкви так и остается недоступным для широкого читателя. Доказательством этого являются массовые явления взяточничества, абортов, безответственной политической деятельности и другие общественные грехи.

Таким образом, общественный еженедельник (это оптимальный, хотя и сейчас маловероятный формат) был бы оптимальным рупором Церкви (одной или нескольких). И нынешняя ситуация в стране и мире лишь повышает потребность такого издания. Значительное количество богословов могло бы найти свою реализацию в Интернете, в частности в блогах. Думаю, что православные священники, web-душпастыри могли бы поделиться опытом. Также есть потребность в неофициальных веб-форумах для личного общения на христианские темы. Несмотря пессимистическое вступление, я настроен более оптимистично.

Ежедневно во время работы в РИСУ я вижу большие потребности в качественной религиозной информации, слове Божием, совете, дискуссии и т. п. Слово Божье, услышанное молодым человеком в Интернете, газете или по телевизору, побуждает его войти в храм не туристом, а лицом, стремящимся к живому общению с Богом. Наверное, в это трудно поверить, но случай достучаться до сердец постоянно растущего числа молодых людей в значительной мере сводится к тем возможностям, которые создают СМИ, особенно в сети Интернет.

Тарас Антошевский,
директор Религиозно-информационной службы Украины


Источник: Журнал "Патриархат" № 2 (411) март - апрель 2009