ККВЦ

Кодекс канонов восточных церквей

ККВЦ: греко-католическое церковное право

 

Представляем вашему вниманию ознакомительный перевод Кодекса канонов восточных церквей — ключевого юридическо-богословского документа, регулирующего церковную жизнь 21 восточной католической поместной Церкви, в том числе Украинской (УГКЦ) и Российской (РГКЦ) греко-католических Церквей.

Греко-католическое церковное право целиком основывается на ККВЦ, нынешняя редакция которого была принята в 1990 году.

Каноническое право западной католической Церкви регулирует другой документ — Кодекс канонического права.

 

ККВЦ публикуется в данном разделе по мере перевода. Всего данный церковно-правовой документ насчитывает 1546 канонов. 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Вступительные каноны - Каноны 1-6

 

Титул І. Верующие, их права и обязанности - Каноны 7-26

 

Титул ІІ. Церкви своего права и обряды - Каноны 27-28
Глава І. Приписание к Церкви своего права - Каноны 29-38
Глава ІІ. Сохранение обрядов - Каноны 39-41

 

Титул ІІI. Наивысшая власть Церкви - Канон 42

Глава I. Римский Архиерей - Каноны 43-48

Глава II. Коллегия епископов - Каноны 49-54

 

Титул IV. Патриаршие Церкви - Каноны 55-62

 

Перевод с украинского языка — портал Cerkva.Od.Ua

 

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна

Кодекс канонов восточных церквей

ТИТУЛ IV
Патриаршие Церкви

Кан. 55 - Согласно древней традиции Церкви, признанной уже первыми Вселенскими Соборами, в Церкви существует Патриарший институт; поэтому к Патриархам восточных Церквей, каждый из которых возглавляет свою патриаршую Церковь, как отец и глава, надо проявлять особое уважение. 

Кан. 56 - Патриарх - это Епископ, которому принадлежит власть над всеми епископами, не исключая Митрополитов, и над всеми другими верными Церкви, которую он возглавляет, согласно предписанию права, утвержденного высшей властью Церкви. 

Кан. 57 - § 1. Основание, восстановление, изменение и отмена патриарших Церквей закреплено за высшей властью Церкви.

§ 2. Титул каждой патриаршей Церкви, законно признанный или предоставленный, может изменить лишь высшая власть Церкви (это не распространяется на юридическое название Церкви как организации, зарегистрированной светскими органами власти — подробнее см. http://pravoved.ru/прим. редакции).
§ 3. Патриаршая Церковь должна иметь в пределах собственной территории постоянное место резиденции Патриарха, установленное, по возможности, в главном городе, от которого патриарх получил титул, это местоположение можно перенести только по очень важной причине, с согласия Синода Епископов патриаршей Церкви и с согласия Римского Архиерея.

Кан. 58 - Патриархи восточных Церквей по всему миру стоят выше всех епископов любой степени, с сохранением специальных предписаний о первенстве, установленных Римским понтификом. 

Кан. 59 - § 1. Патриархи восточных Церквей, несмотря на то, что некоторые из них более поздние по отношению к другим по времени, все равны по патриаршему сану, с соблюдением между ними первенства почитания.
§ 2. Порядок первенства среди древних патриарших Престолов восточных Церквей таков: на первом месте Константинопольский престол, за ним идет Александрийский, далее Антиохийский и Иерусалимский. 
§ 3. Среди других патриархов восточных Церквей первенство определяется давностью патриаршего Престола. 
§ 4. Между Патриархами восточных Церквей, которые носят одинаковый титул, но возглавляют различные патриаршие Церкви, первенство имеет тот, кто раньше был возведен в патриарший сан. 

Кан. 60 - § 1. Патриарх в церквях, предназначенных для верных Церкви, которую он возглавляет, и в литургических службах этой Церкви имеет первенство перед всеми другими Патриархами, какое бы преимущество они ни имели по титулу Престола или были ранее назначены.
§ 2. Патриарх, имеющий действительную патриаршую власть, имеет первенство перед теми, кто сохраняют титул патриаршего Престола, на котором некогда восседали.

Кан. 61 - патриарх может иметь при Апостольском Престоле прокуратора, назначенного им по предварительному согласию Римского Архиерея.

Кан. 62 - Патриарх, который отрекся от своего правительства, сохраняет свой титул и почести особенно в литургических службах, а также имеет право на предоставление ему достойного места жительства с его согласия и на средства из имущества патриаршей Церкви, обеспечивающие ему содержание, соответствующее собственному титулу, придерживаясь кан. 60, § 2 относительно первенства.

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна

Кодекс канонов восточных церквей

Титул ІІI. Глава II.
Коллегия епископов


Кан. 49 - Коллегия епископов, главой которой является Римский понтифик, а членами епископы, силой таинства рукоположения и иерархического единства с главой Коллегии и ее членами, и в которой продолжается непрерывно апостольское тело, вместе со своим главой и никогда без него, составляет также субъект наивысшей и полной власти над всей Церковью. 

Кан. 50 - § 1. Власть над всей Церковью Коллегия епископов осуществляет торжественным образом на Вселенском Соборе. 

§ 2. Ту же самую власть Коллегия епископов осуществляет через объединенное действие рассеянных по миру епископов, что само было начато Римским понтификом или добровольно принято так, чтобы стало настоящим коллегиальным актом. 
§ 3. Римскому Архиерею подлежит, соответственно потребностям Церкви, подбирать и поддерживать способы коллегиального исполнения Коллегией епископов его управительства во всей Церкви. 

Кан. 51 - § 1. Только Римский понтифик может созвать Вселенский Собор, председательствовать на нем, лично или через других, переносить, приостанавливать или распускать Собор, а также утверждать его декреты.
§ 2. Римский Архиерей определяет вопросы, которые должны быть предметом обсуждения на Вселенском Соборе, и устанавливает порядок, которого следует придерживаться на этом Соборе; к вопросам, предложенных Римским понтификом, отцы Вселенского Собора могут добавлять другие, которые, однако, должен утвердить Римский понтифик. 

Кан. 52 - § 1. Все епископы и только они, являющиеся членами Коллегии епископов, имеют право и обязанность участвовать во Вселенском Соборе с правом решающего голоса. 
§ 2. На Вселенский Собор высшая Церковная власть может позвать также тех, которые не имеют епископского сана, и определять их участие в Соборе.

Кан. 53 - Если бы случилось, что во время Вселенского Собора Апостольский Престол стал вакантным, на основании самого права Собор прерывается, пока новый Римский понтифик не прикажет продолжать Вселенский Собор или его распустить.

Кан. 54 - § 1. Декреты Вселенского Собора не имеют обязывающей силы, пока они не будут одобрены Римским понтификом вместе с Отцами Собора и не будут им утверждены и по его приказу провозглашены. 
§ 2. Такого утверждения и провозглашения для приобретения обязывающей силы требуют также декреты Коллегии епископов, когда она проводит сокращенную коллегиальную деятельность способом, указанным или добровольно принятым Римским понтификом.

 

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна

 Кодекс канонов восточных церквей

Титул ІІI. Глава I.
Римский Архиерей

Кан. 43 — Епископ Римской Церкви, на котором почивает поручение, данное Господом самом Петру, первому из апостолов, и которое должно быть передано его преемникам, является главой коллегии епископов, Заместителем Христа и пастырем всей Церкви здесь на земле. Поэтому силой своей должности он имеет высшую, полную, непосредственную и общую ординарную власть в Церкви, которой может всегда свободно пользоваться.

 

Кан. 44 — § 1. Полную и высшую власть в Церкви получает Римский Архиерей законным выбором, им принятым, вместе с епископским рукоположением; поэтому ту самую власть получает от момента принятия выбора на высшее архиерейство тот избранный, который имеет епископский сан; если нет епископского сана, должен немедленно быть рукоположен во епископа.

   § 2. Если бы случилось, что Римский Архиерей отрекся от своего поста, то для правосильности требуется, чтобы отречение было добровольным и соответственно объявленным; оно не нуждается в том, чтобы кто-то таковое принял.

 

Кан. 45 — § 1. Силой своего положения Римский Архиерей имеет власть не только над всей Церковью, но также получает над всеми епархиями и их сообществами верховную ординарную власть, которой одновременно укрепляется и оберегается собственная, ординарная и непосредственная власть, которую имеют епископы в доверенной их опеке епархии.

   § 2. Во исполнение служения высшего пастыря всей Церкви Римский Архиерей всегда соединен общением со всеми другими епископами, а также со всей Церковью, ему, однако, принадлежит право определять, в соответствии с потребностями Церкви, способ индивидуального или коллегиального исполнения этого служения.

   § 3. На приговор или декрет Римского Архиерея не может быть подана апелляции; он также не может быть отозван.

 

Кан. 46 — § 1. Римскому Архиерею в исполнении его служения помогают епископы, могущие это делать по-разному, в том числе посредством Синода Епископов, кроме того, помогают ему отцы-кардиналы, Римская Курия, папские легаты, а также другие лица и различные институты в соответствии с потребностями данного времени. Все эти лица и институты от его имени и его властью выполняют порученное им служение на благо всех Церквей, согласно нормам, установленным самим Римским Архиереем.

   § 2. Участие патриархов и других иерархов, возглавляющих Церкви своего права, в Синоде Епископов регулируется специальными нормами, установленными самим Римским Архиереем.

 

Кан. 47 — Когда Апостольский Престол станет вакантным или в случае полной препятствии для его деятельности, не следует вводить ничего нового в управлении всей Церковью; однако необходимо соблюдать особые законы, изданные для этих обстоятельств.

 

Кан. 48 — Под Апостольским Престолом или Святым Престолом следует понимать в этом Кодексе не только Римского Архиерея, но и Дикастерии и другие учреждения Римской Курии, разве что-то другое обладает правом или следует из природы вещи.

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна

 Кодекс канонов восточных церквей

Титул ІІI
Наивысшая власть Церкви

Кан. 42 — Подобно тому, как с Господнего установления святой Петр и другие апостолы являются одной коллегией, объединены между собой Римский Архиерей, преемник Петра, и епископы, преемники апостолов.

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна

Кодекс канонов восточных церквей 

Титул ІІ. Глава II.
Сохранение обрядов

Кан. 39 - Следует добросовестно хранить и поддерживать обряды восточных Церквей как наследие всей Христовой Церкви, в котором отображается та традиция, которая происходит от апостолов через отцов, и которая утверждает божественное единство католической веры в ее разнообразии. 

Кан. 40 - § 1. Иерархи, которые стоят во главе Церкви своего права, и все другие иерархи должны настойчиво заботиться о верном хранении и тщательном соблюдении собственного обряда, а также не допускать в нем изменений, разве ввиду его органического развития, учитывая, однако, взаимную доброжелательность и единство христиан. 
  § 2. Все другие священнослужители и члены институтов посвященной жизни обязаны верно придерживаться собственного обряда и с каждым днем глубже его познавать и совершеннее его осуществлять. 
  § 3. Также другие верующие должны совершенствовать познание и уважать собственный обряд и во всем его придерживаться, разве что право допускает некоторое исключение. 

Кан. 41 - Верующие каждой Церкви своего права, а также латинской Церкви, которые ввиду управления, службы или иных задач поддерживают частые контакты с верующими иной Церкви своего права, должны обучаться познанию и уважению к обряду этой Церкви в соответствии с уровнем управления, службы или иных задач, которые исполняют.

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна

 Кодекс канонов восточных церквей

Титул ІІ. Глава I.
Приписание к Церкви своего права

Кан. 29 - § 1. Ребенок младше четырнадцати лет через крещение приписывается к Церкви своего права, к которой приписан его отец, если же католичкой является только мать, или, если оба родителя единогласно просят, ребенок приписывается к Церкви, к которой принадлежит мать, если иное не постановляет партикулярное право, установленное Апостольским Престолом. 
  § 2. Если ребенок, которому не исполнилось еще четырнадцати лет: 
1-е - рожден незамужней матерью, — приписывается к той Церкви своего права, к которой принадлежит мать; 
2-е - неизвестных родителей, — приписывается к той Церкви своего права, членами которого являются те, чьей опеке он был законно доверен; если же речь идет об отце и матери его усыновившими, должен применяться § 1. 
3-е - некрещеных родителей, — приписывается к той Церкви своего права, к которой принадлежит тот, кто взял на себя обязанность его воспитания в католической вере. 

Кан. 30 - Каждый, кто намеревается креститься и кому исполнилось четырнадцать лет, свободно может выбрать любую Церковь своего права, в которую записывается через крещение, разве что иначе постановляет партикулярное право, установленное Апостольским Престолом. 

Кан. 31 - Никто никаким образом не смеет никакого верующего уговаривать к переходу в другую Церковь своего права.

Кан. 32 - § 1. Никто не может без согласия Апостольского Престола правосильно переходить в другую Церковь своего права. 
  § 2. Если речь идет о верующем епархии какой-либо Церкви своего права, желающем перейти в другую Церковь своего права, которая на этой же территории имеет собственную епархию, то здесь предполагается согласие Апостольского Престола, если только епархиальные епископы обеих епархий письменно согласились на переход. 

Кан. 33 - Женщина имеет право перейти в Церковь своего права, к которой принадлежит ее муж, при заключении брака, или во время его продолжения; но после расторжения брака может свободно вернуться к первоначальной Церкви своего права. 

Кан. 34 - Если родители переходят в другую Церковь своего права или католическая сторона состоит в смешанном браке, то дети, которым не исполнилось четырнадцать лет, по закону записываются в ту же Церковь. Если же в браке между католиками только один из родителей переходит в другую Церковь своего права, то дети переходят только с согласия обоих родителей, но, по исполнении четырнадцати лет жизни, дети могут вернуться к первоначальной Церкви своего права. 

Кан. 35 - крещеные некатолики, согласные на полное соединение с католической Церковью, должны повсеместно сохранять собственный обряд, уважать его и по мере сил его соблюдать, поэтому они должны быть приписаны к Церкви своего права того самого обряда с сохранением права обращаться к Апостольскому Престолу в отдельных случаях лиц, сообществ и стран. 

Кан. 36 - Каждый переход в другую Церковь своего права вступает в законную силу с момента провозглашения заявления, совершенного перед местным иерархом этой Церкви или собственным приходским священником, или священником, делегированным каким-либо из этих двух, и в присутствии двух свидетелей, разве что рескрипт Апостольского Престола постановляет то другое. 

Кан. 37 - Каждое приписание к любой Церкви своего права или переход в другую Церковь своего права должны быть внесены в книгу крещенных прихода, даже если крещение состоялось в латинской Церкви, если же это невозможно, следует отметить это в другом документе, который должен храниться в приходском архиве собственного священника Церкви своего права, в которую была осуществлена запись. 

Кан. 38 - Верные восточных Церквей, хотя бы были поручены опеке иерарха или священника иной Церкви своего права, остаются, однако, приписанными к собственной Церкви своего права. 

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна

Кодекс канонов восточных церквей

ТИТУЛ II
Церкви своего права и обряды

Кан. 27 - Сообщество верующих, объединенное иерархией по нормам права, которое высшая власть Церкви отчетливо или молча признает как своего права, называется в этом Кодексе Церковью своего права.

Кан. 28 - § 1. Обряд является литургическим, богословским, духовным и дисциплинарным наследством — разным по культуре и историческим обстоятельствам народов — который проявляется в способе практикования веры, присущем для каждой Церкви своего права.
  § 2. Обрядами, о которых говорится в Кодексе, считаются те, которые происходят из Александрийской, Антиохийской, Армянской, Халдейской и Константинопольской традиций, если не подтверждено другое.

 

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна

Кодекс канонов восточных церквей 

ТИТУЛ I
Верующие, их права и обязанности 

Кан. 7 - § 1. Верующими являются те, кто через крещение воплощены во Христа, образуют Божий народ и на этом основании, по-своему участвуя в священническом, пророческом и царском служении Христа, призваны, согласно собственного положения каждого, исполнять миссию, которую Бог доверил исполнять Церкви в мире. 
§ 2. Церковь, образованная и упорядоченная в этом мире как общность, существует в католической Церкви, управляемой преемником Петра и епископами соединенными с ним. 

Кан. 8 - В полном единстве с католической Церковью здесь, на земле, пребывают те крещеные люди, которые в ее видимом организме соединяются со Христом узами вероисповедания, святых таинств и церковного руководства. 

Кан. 9 - § 1. Отдельным образом связаны с Церковью оглашенные, которые, вдохновленные Святым Духом, с отчетливым желанием просят о принятии в нее, и именно благодаря этому стремлению и жизни, исполненной веры, надежды и любви, соединяются с Церковью, которая заботится о них уже как о своих. 
§ 2. Церковь уделяет оглашенным отдельную заботу, поощряет их вести евангельскую жизнь, приготавливая к участию в Божественной Литургии, святых таинствах и церковном правиле, и уже щедро предоставляет им различные привилегии, присущие христианам. 


Кан. 10 - Полагаясь на слово Божие и присоединяясь к живому истинному учению Церкви, верующие обязаны непоколебимо хранить и открыто исповедовать веру, которую как величайшую драгоценность берегли и передали предки, а также, благодаря практике, лучше ее понимать и проявлять в делах любви. 

Кан. 11 - Между всеми верующими силой их возрождения во Христе существует истинное равенство в достоинстве и деятельности, в результате чего каждый, соответственно своему положению и задаче, сотрудничает в построении Тела Христова. 

Кан. 12 - § 1. Вернующие обязаны, действуя каждый по-своему, сохранять всегда единство с Церковью. 
§ 2. Они должны очень скрупулезно выполнять обязанности как по отношению ко всей Церкви, так и собственной Церкви своего права, к которой принадлежат. 

Кан. 13 - Все верующие, согласно своему положению, должны прилагать свои усилия для того, чтобы вести святую жизнь, участвовать в росте Церкви и непрестанно совершенствовать ее святость. 

Кан. 14 - Все верующие имеют право и обязанность заботиться о том, чтобы Божье провозглашение спасения с каждым разом все более достигало всех людей всех времен и всего мира. 

Кан. 15 - § 1.То, что пастыри Церкви, представляя Христа, провозглашают как учителя или постановляют как руководители Церкви, верующие, сознающие собственную ответственность, обязаны выполнять с христианским послушанием. 
§ 2. Верующие свободно могут уведомлять пастырей Церкви о своих потребностях, особенно духовных, а также высказывать свои пожелания. 
§ 3. Согласно своих знаний, компетенций и способностей, которыми отличаются, они имеют право, а иногда даже обязанность, высказывать пастырям Церкви свое мнение в делах, касающихся блага Церкви, и, сохраняя нерушимо веру и обычаи и проявляя уважение к пастырю, а также учитывая общую пользу и достоинство лиц, знакомить с ним других верующих. 

Кан. 16 - Верующие имеют право принимать от своих пастырей помощь из духовной сокровищницы Церкви, особенно в виде слова Божия и святых таинств. 

Кан. 17 - Верующие имеют право почитать Господа согласно предписаниям литургических книг собственной Церкви своего права и придерживаться собственной формы духовной жизни, согласной, однако, с учением Церкви. 

Кан. 18 - Верующие имеют полное право учреждать общества и управлять ими для целей любви или набожности или сохранения христианского призвания в мире, а также созывать собрания для совместного достижения этих целей. 

Кан. 19 - Все верующие, как участники миссии Церкви, имеют право собственными начинаниями, каждый согласно своему состоянию и обстоятельствам, развивать или поддерживать апостольскую деятельность. Однако, ни одно начинание не может приписывать себе названия католического, если не получит согласия компетентной церковной власти. 

Кан. 20 - Верующие, которые благодаря крещению призваны вести жизнь, сообразно с евангельским учением, имеют право на христианское воспитание, которое должным образом готовило бы их к формированию человеческой личности и одновременно к познанию и переживанию таинства спасения. 

Кан. 21 - Те, кто занимается священными науками, пользуются законной свободой исследования, а также благоразумного выражения своего мнения в делах, в которых они являются специалистами, сохраняя, однако, должное послушание Учительству Церкви. 

Кан. 22 - Все верующие имеют право быть свободными от любого принуждения в выборе состояния жизни. 

Кан. 23 - Никому не разрешается вредить доброй славе, которой кто-то пользуется, и беззаконно нарушать право любого лица на защиту своей частной жизни. 

Кан. 24 - § 1. Верующие могут законно отстаивать и защищать права, которые они имеют в Церкви, на компетентном церковном суде в соответствии с нормами права. 
§ 2. Верующие, если их вызывает в суд компетентная власть, имеют право быть судимыми с соблюдением справедливо примененных предписаний права. 
§ 3. Верующие имеют право не подвергаться каноническим покараниям, кроме предписанных законом. 

Кан. 25 - § 1. Верующие обязаны содействовать потребностям Церкви, чтобы она имела средства, необходимые для достижения присущих ей целей, главным образом для выполнения богослужений, совершения дел апостольства и любви, а также для того, что необходимо для надлежащего содержания служителей. 
§ 2. Они равно обязаны поддерживать социальную справедливость, а также, памятуя о повелении Господа, оказывать помощь бедным из собственных доходов. 

Кан. 26 - § 1. При осуществлении своих прав верующие, — отдельные лица или объединенные в общины, — должны учитывать всеобщее благо Церкви, равно как и права других и собственные обязанности в отношении других. 
§ 2. Исходя из всеобщего блага, Церковная власть может регулировать то, как верующие пользуются принадлежащими им правами.

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна

Кодекс канонов восточных церквей

Вступительные каноны

Кан. 1 - Каноны настоящего Кодекса касаются всех восточных католических Церквей и только их, разве что отчетливо постановляется другое касательно отношений с латинской Церковью. 

Кан. 2 - Каноны Кодекса, в которых в значительной степени принимается во внимание или применяется древнее право восточных Церквей, надо оценивать главным образом на основании того права. 

Кан. 3 - Хотя Кодекс часто обращается к предписаниям литургических книг, он в основном не решает литургических вопросов; потому следует внимательно придерживаться этих предписаний, разве что они противоречат канонам Кодекса. 

Кан. 4 - Каноны Кодекса не отменяют и не изменяют соглашений, заключенных или утвержденных Святым Престолом с народами и другими политическими сообществами, поэтому эти соглашения поныне продолжают иметь силу, хотя бы даже противоречили предписаниям самого Кодекса. 

Кан. 5 - Права приобретенные, а также привилегии, предоставленные до сих пор Апостольским Престолом физическим или юридическим лицам, которые являются в употреблении и не отозваны, остаются незыблемыми, разве что каноны этого Кодекса отчетливо их отзывают. 

Кан. 6 - Когда Кодекс вступает в силу: 
1-е - отменяются все законы общего или партикулярного права, которые противоречат канонам Кодекса или касаются вопросов, полностью урегулированных в настоящем Кодексе; 
2-е - отзываются все обычаи, которые отменяются канонами Кодекса или противоречат им и не являются столетними или незапамятными.