КрестоносецВооруженный конфликт в Грузии заставил многих христиан задуматься над вопросами войны и мира, осмыслить библейское учение о войнах как, с одной стороны, проявлениях агрессии, а сдругой — вынужденной защищите ближних. Публикуем отрывок из нравственного катехизиса Украинской Греко-Католической Церкви «Жизнь во Христе», в котором кратко излагается католическое учение об отношении христианина к войнам.

Вопросы войны и мира

354. С давних времен люди пробовали находить решение некоторых социальных проблем путем войн. Война является угрозой для многих обществ и в наше время. Уже раннехристианские писатели и Отцы Церкви выступали против войны. Ориген осуждает войну, но предлагает молиться о победе, если речь идет о войне, целью которой является защита собственной страны. Много предостережений по поводу войны выражали также Тертуллиан и Лактанций. Строго относится к тем, кто проливает человеческую кровь, св. Василий. Св. Афанасий, осуждая убийства, допускает войну с врагами в справедливой войне. Св. Амвросий высоко ценит мир, но оправдывает войну во имя защиты родины от варваров.

 

О войне много говорит св. Августин. Он утверждает, что война сама по себе не является ни добром, ни злом. Дать ей оценку можно лишь проанализировав ее мотивацию. Хотя Христос учит не платить злом за зло, однако это не значит, что следует осуждать каждую войну. Допускается оправданная война, но не допускаются различные военные злоупотребления.

 

355. Синтез богословского учения о войне и мире дает св. Фома Аквинский, мнение которого актуально и сегодня. В своих размышле­ ниях св. Фома подчеркивает ценность мира, необходимость его сохра­ нения, однако он не исключает возможности справедливой войны как средства реализации международной справедливости. Война допус­ кается при исполнении следующих условий:

  1. если для войны имеются серьезные причины;
  2. если войне предшествует свойственное намерение (как бы вер­ нуть справедливый мир, а не ненависть, не желание завоеваний или уничтожения врагов);
  3. в случае, когда компетентная власть принимает решение о веде­ нии войны, учитывая ее целесообразность.

Традиционный подход к войне — это отношение к ней как к необходимому акту справедливости, как к средству возвращения либо сохранения нарушенного порядка в рамках международной справед­ливости. Согласно такой позиции, война является применением силы ради справедливости с целью возвращения порядка в международных отношениях. Вместе с тем, война считается крайним методом отста­ивания прав, который можно использовать лишь после того, как исчерпаны все возможные мирные пути решения существующего конфликта.

 

356. Отношение к войне существенно изменилось в последние десяти­ летия, после изобретения (и даже частичного применения) средств массового уничтожения. Вокруг этой проблемы велась интенсивная дискуссия, в частности во время II Ватиканского Собора. Ее результат отражен в Конституции Gaudium et spes, где четко сформулировано учение католического богословия о войне и даны практические указа­ ния нравственного характера для сохранения мира163.

 

О войне неоднократно высказывал свое мнение папа Иоанн XXIII, в частности в энциклике Pacem in terris. Иоанн Павел II в своем учении осуждает войну, предостерегает от нее и выступает за сохранение мира. Борьба за мир — это всегда борьба за жизнь. Мир находится под угрозой тогда, когда возникает несправедливость, чрезмерное нера­венство экономического и общественного развития, зависть, подозри­тельность и гордость, свирепствующие между людьми и народами. Это не просто угрожает миру, но и вызывает войну.

 

Война является преступлением против жизни, ибо приносит с собой страдания и смерть, горе и несправедливость. Война — это всегда поражение человечества, и, безусловно, она не может считаться единственным способом решения конфликтных ситуаций. Для этого существуют иные средства, соответствующие достоинству человека, — международное право, честный диалог, солидарность между государ­ствами, благородное искусство дипломатии. Эти средства должны осознаваться, в частности, теми, кто слишком доверяет вооруженному решению конфликтов. Война не является одним из методов, благодаря которым можно решить межгосударственные противоречия. Согласно Хартии ООНи международному праву, даже если речь идет о защите общего блага, к войне можно прибегать лишь в случаях крайней необхо­димости, помня при этом о четко определенных условиях нравственной законности и принимая во внимание ее последствия для гражданских людей во время военных действий и после их завершения.

 

357. Существуют следующие условия нравственной законности веде­ ния войны:

  • если ущерб, нанесенный агрессором нации или содружесту наций длителен, тяжел и неоспорим;
  • «если все другие средства для преодоления конфликта оказились невозможными или тщетными;
  • вероятность успеха обоснована;
  • если применение оружия не причинит большего вреда и беспо­ рядка, нежели вред, который предполагается устранить.

 

Во время оценки этих условий следует учитывать мощность средств разрушения.

 

Перечисленные условия нравственной законности должны оценивать те, кто несет ответственность за общие блага. Всяческие военные действия, направленные на уничтожение целых городов и больших регионов вместе с их жителями, являются преступлением по отношению к Богу и самому человеку, которое должно быть строго и несомненно осуждено. На сегодняшний день война представляет собой серьезную угрозу из-за опасности применения новейшего оружия (атомного, биологического либо химического), способного привести к гибели всего человечества.

 

358. Мир является важной ценностью, необходимой для нормального развития не только отдельного человека, но также целых народов и государств. Как ценность, мир должен основываться на принципе уважения человеческой жизни. Мир — это не просто отсутствие войны; его невозможно достичь без защиты блага людей, свободного общения между ними, уважения достоинства человека и народов, постоянной поддержки братства. Мир — дело справедливости и плод любви.

 

Наибольшее отношение к сохранению мира имеют люди, служащие родине на военной службе. Если они самоотверженно исполняют свои обязанности, то содействуют общему благу и поддержанию мира, служат безопасности и свободе народов.

 

Однако сохранение мира — это нравственная обязанность каж­дого человека. Каждый призван внести свой вклад в укрепление и реализацию мира. Для этого человек должен великодушно относиться к взаимопониманию, объединению, прощению и практической помощи нуждающимся. При этом следует начинать с конкретных жестов мира в семьях, на работе, в общинах, в гражданской жизни, в народных и международных организациях. Но прежде всего мир должен воцариться в сердце человека. В созидании мира важное зна­чение имеют не только упомянутые общие убеждения и мысли, но и внутреннее настроение — внутренние нравственные основы. Усилия руководителей государств, направленные на укрепление мира, будут безрезультатными, если граждане того или иного государства будут распространять враждебные идеологии, расовую ненависть, не будут доверять друг другу.

 

Нельзя забывать, что путем к укреплению мира является неустан­ная молитва о мире. Обеспечению мира в мире может и должно служить дело объединения христиан. Для этого христиане должны сотрудничать не только между собой, но и со всеми, кто искренне желает сохранить мир. Мир является не только христианской, но и общечеловеческой ценностью.

 

Примечания 

163 Ср.: II Ватиканский Собор. Пастырская конституция Gaudium et spes, № 77-81. 

 


Текст набран по изданию: Жизнь во Христе. Нравственный катехизис. Львов: Издательство Украинского Католического Университета. 2004. Под ред. свящ. Святослава Шевчука.