Печать
Просмотров: 4887

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Патриарх Любомир ГузарВ статье анализируется деятельность Блаженнейшего патриарха Любомира на посту главы Украинской Греко-Католической Церкви, его высказывания касательно развития гражданского общества, проблем украинского народа и отечественной политики.

Десять лет управления и развития УГКЦ (по поводу отставки Блаженнейшего Любомира)

ПатриархГлава Украинской греко-католической церкви 77-летний владыка Любомир (Гузар) подал в отставку, Папа Бенедикт XVI эту просьбу удовлетворил. 10 февраля об этом событии известили практически все СМИ Украины. Сам герой истории спокойно и с присущим ему легким юмором подтвердил данный факт на пресс-конференции в Киеве в тот же день, добавив, что лежать на печи не собирается.

 

Конечно, среди верующих, равно как и среди широкой общественности, такое событие сразу порождает вопрос: а кто же будет преемником Блаженнейшего Любомира и каким путем поведет он дальше УГКЦ? Это будут решать избиратели — иерархи, участники Синода УГКЦ, которые съедутся, вероятно, в Киев, самое позднее в апреле этого года. Надо исходить из общего правила, что преемник будет продолжать линию своего предшественника.

 

Попробуем взглянуть уже на экс-главу УГКЦ как на человека, сложившегося на Западе, который 17 лет проживает в Украине. Следовательно, имеет выработанный взгляд на процессы общественно-политической жизни своей родины. Владыка Любомир прекрасно знает, из чего соткано полотно под названием «социум Украины» и ее пестрый политический истеблишмент. Мыслями об этом владыка делился на страницах прессы. Попробуем вспомнить, на каких вопросах он больше акцентировал внимание. Конечно, это будет лишь несколько штрихов к портрету Верховного архиепископа Любомира Гузара.

 

Первая задача Церкви — быть собой

«Первая задача Церкви — быть собой» — так говорил глава УГКЦ в феврале 2004 года, пояснив при этом, что Церковь состоит из людей, а «это не собрание ангелов, которые могут сказать "делайте так, как мы"». Церковь должна относиться к жизни смиренно.

 

Продолжая свою мысль, владыка поставил вопрос: насколько Церковь может быть совестью общества? И сам ответил на него: «Настолько, насколько члены церкви, верующие люди — христиане, мусульмане, евреи — насколько они осуществляют в собственной жизни то, что сами проповедуют ... Тогда мы можем стать совестью для народа. Это не значит, что церковный человек может сказать: слушайте, я знаю, как надо. Нет. Ты должен быть примером — и тогда тебя послушают, радостно послушают».

 

Церковь, следовательно, должна быть правдивой, искренней и действовать согласно пословице: Verba movent, exempla trahunt — Слова побуждают, примеры ведут за собой.

 

Бесспорно, не все идеально в церковной жизни Украины, в том числе и в среде УГКЦ. Церкви являются составной частью общества, в котором они действуют, являются выражением его стремлений, но также и недостатков и недугов. Украинские Церкви, напоминает нам религиовед Мирослав Маринович, сделали еще сравнительно небольшой вклад в развитие демократического сознания и общественного менталитета.

 

Наверное, это потому, что в прошлом именно Церковь, как институт и как моральный авторитет, больше всего пострадала от тоталитарных практик большевиков. Ведь задачей большевиков было прежде всего переломить духовно-нравственный стержень человека, а церковь деформировать, превратить в духовного инвалида.

 

Действительно, Церковь должна сейчас проявлять смирение и жить теми идеалами, которые проповедует. «Тогда мы можем стать совестью для народа», — сказал глава УГКЦ в начале 2004 года.

 

Церковь и власть партнеры

Церковь и власть — партнеры. К этой теме Блаженнейший Любомир в последние годы снова и снова возвращается, последний раз в феврале прошлого года во время круглого стола в Киеве на тему «Религия и власть в Украине». «И Церковь, и государство служат тому же самому народу, поэтому их нужно считать партнерами», — сказал архипастырь.

 

Отношения между ними можно и нужно регулировать с помощью законодательства, определив границы ответственности и взаимодействия. «В идеально налаженном обществе эти два партнера дополняют друг друга, хотя никогда не смеют сливаться в одну действительность или быть подчиненными друг другу», — напомнил владыка Гузар.

 

К сожалению, эти отношения в Украине, в частности в течение последнего года, не являются нормальными. Виктор Янукович начал оказывать предпочтение одной — Православной церкви Московского патриархата.

 

Для верующего частного лица это совершенно нормально. К сожалению, Янукович действует с высоты поста Президента Украины. Он делает это «публично, демонстративно и настойчиво», заявил президент Украинской ассоциации религиозной свободы Виктор Еленский.

 

Это создает опасность разрушить межконфессиональный мир, с трудом лелеемый в предыдущие годы. Об этом свидетельствует, например, отказ местных властей в Одессе предоставить участок земли под строительство греко-католического храма для нужд примерно 10 тысяч верующих Одессы и окрестности города. По этому поводу к Президенту Украины в сентябре прошлого обратился Синод епископов УГКЦ с просьбой «не допустить разжигания в Украине религиозной вражды, межконфессиональной нетолерантности и ограничения конституционных прав граждан по признакам религиозных убеждений».

 

В обращении упомянуто и об агрессивном поведении митрополита Одесского и Измаильского УПЦ МП Агафангела (Саввина), который заявил, что строительство храма УГКЦ «в православной Одессе вызовет возмущение и протест духовенства и православных верующих Одесчины». Этим он косвенно поощряет относиться к греко-католикам на Одесчине как к врагам православия и неполноценным гражданам Украины.

 

Молчание Президента Януковича и украинских власть имущих по поводу такого поведения местных органов власти в Одессе (и местного православного епископа) создает опасный прецедент. Возникает подозрение, что религиозная организация в этом случае воспринимает молчание власти, не только Одесской, но и самой высокой — в Киеве, как поощрение к противоправным действиям.

 

Возвращение в Киев — церковное единство

Не секрет, что немалая часть православных верующих Украины и даже «православные фундаменталисты»-коммунисты враждебно восприняли перенос кафедры Украинской греко-католической церкви из Львова в Киев в августе 2005 года. Неудобно напоминать о тогдашних провокационных «протестных акциях», кощунственных скандированиях во время святой Литургии поблизости еще незавершенного собора Святого Воскресения.

 

«Мы не пришли, а вернулись в Киев, откуда нас насильно вытеснили», — напомнил недавно патриарх Любомир, добавив, что Украинская греко-католическая церковь — это церковь «киевской традиции». Все христианские церкви Украины объединяет князь Владимир и его крещение, напомнил он: «К сожалению, так исторически сложилось, что мы разделились. Но все мы вышли из одного источника и должны об этом помнить. Мы должны понять эту нашу общность в происхождении».

 

Здесь уместно напомнить слова выдающегося церковного деятеля начала 17-го века Мелетия Смотрицкого: «Древняя на русских землях не Православная Церковь, а церковное единство».

 

Вероятно, к пониманию этого единства верующим христианам в Украине еще очень далеко, ибо понятия христианской межконфессиональной толерантности часто сводится к лозунгу: «бей своего, чтобы чужой боялся» ...

 

Большая опасность для слабой демократии

В начале 2004 года глава УГКЦ выразил обеспокоенность по поводу тогдашнего изменения Конституции, согласно которой Украина превратилась в парламентско-президентскую республику. Блаженнейший Любомир признал, что это право политиков, но добавил: если все так просто менять, то обществу не будет на что опереться.

 

«Нет того, что стабилизирует общество. Мы еще Конституцию как следует не испытали, потому что такое 7-8 лет? — сказал глава УГКЦ. — Может, лет через двадцать мы увидим, как она работает, если будем ее придерживаться. Конечно, Конституция — это не Закон Божий, но это все же главный закон государства. И его можно менять только очень осторожно».

 

Насколько болезненным стал для него этот вопрос, свидетельствует то, что об украинской практике «закон-дышло» владыка Любомир заговорил прошлом году в октябре. Вот фрагмент одного интервью: «Откровенно говоря, я сегодня совершенно растерян. Я не ребенок, а взрослый человек, а ситуации не понимаю, особенно с тем решением вернуться к прежней Конституции. Никак не могу с этим справиться, ибо это то, что так просто в голове не укладывается. Меняем Конституцию так, как меняли бы одежду. Каждый ее пишет под себя, как ему выгодно. Это еще одно доказательство, как мало еще мы являемся демократами».

 

В свое время глава УГКЦ кардинал Любомир остро осудил практику покупки голосов перед выборами, назвав это «прямым преступлением перед законом» и «искушением людей к греху». Это касается и фальсификации результатов голосования.

 

Накануне местных выборов в октябре прошлого патриарх Гузар обратил внимание на две главные опасности для настоящей демократии: «Это неуважение к воле народа, а вторая — неуважение народом самого себя. Сегодня в Украине существуют обе опасности: избирательным правом народа пренебрегает как власть, так и сам народ, и в этом проявляется настоящий кризис демократии».

 

Действительно, способ, которым Верховная Рада, как и Конституционный Суд Украины, обошлись с Конституцией, означает, что провластный политический истеблишмент государства действует и живет не по законам, а по понятиям.

 

Главный раввин Великобритании Джонатан Сакс однажды сказал: «Сначала Бог создал мир как дом для человечества. С тех пор Он бросил вызов человечеству, чтобы оно создало мир, который станет домом для Него. Бог обитает повсеместно там, где мы обращаемся с другими, как с существами, имеющими Его облик».

 

Украине и на 20-м году независимости еще далеко до осознания необходимости обустроить свой дом — поликонфессиональное и мировоззренчески пестрое государство — именно в таком понимании.

 

Стоит серьезно задуматься над словами Блаженнейшего Любомира, бывшего главы УГКЦ, архиепископа и кардинала Гузара к верующим и неверующим Украине: «Нам нужно очень-очень тяжело работать, чтобы менять всенародное мировоззрение. Это, думаю, займет еще как минимум два поколения. Быстрее оно не будет. Не надо себя обманывать, мы еще далеки от цели, но, слава Богу, не в самом начале пути».

 

На мой взгляд, это мудрые слова человека на тему реалполитики в Украине. Человека глубоко духовного, который еще вчера была капитаном ковчега — Украинской греко-католической Церкви.

 

Он оставил свою печать не только в истории УГКЦ, но и вообще в новейшей истории Украины. Наконец, его отставка — это также мужественный шаг, который может служить примером для политиков.

 

Иван Гвать, исследователь, публицист

Перевод с украинского. Источник: Радіо Свобода