Печать
Просмотров: 6236

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Святой Иосафат КунцевичЭнциклика о св. Иосафате Кунцевиче, епископе Полоцком, священномученике Киевской Церкви. Составитель — монс. Мишель д'Эрбиньи.

Ecclesiam Dei 

О святом Иосафате 

Папа Пий XI

 

Досточтимым братьям Нашим, Патриархам, Примасам, Архиепископам, Епископам и иным ординариям, в мире и общении с Апостольским Престолом пребывающим. 

1. Церковь Божию чудесное деяние Божественного Провидения устроило так, чтобы стала Она в полноте времен огромной семьею, объемлющей все человечество. Церковь, как всем известно, обладает - и то есть один из видимых знаков, запечатленных на Ней Богом - сим всемирным единством. Христос, Господь наш, не только вверил Своим апостолам - и им одним - миссию, которую получил от Отца, говоря: "дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы"[1]. Он пожелал также, чтобы коллегия апостолов обладала безупречным единством, единством, основанном на прочных двойственных узах, из коих одни внутренние - узы тождественной веры и любви, которая "излилась в сердца наши Духом Святым"[2]; другие же - внешние, узы власти одного из апостолов над остальными, ибо Он возложил на Петра первенство среди апостолов, сделав его вечным принципом и зримым основанием единства Церкви. Завершая Свою земную жизнь, Он сильнейшими словами обращался к апостолам, убеждая их в крайней необходимости этого единства[3]. В последней Своей, трогательной молитве просил Он Отца об этом единстве, и мольба Его была услышана: "и услышан был за Свое благоговение"[4]. 

2. Церковь была рождена в единстве и возросла в "тело единое", живое, одухотворенное единой душою, Глава которого - "Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое"[5]. Видимой главой этому телу, следуя рассуждению св. Павла, является тот, кто замещает здесь, на земле, Христа - Римский Понтифик. В нем, как наследнике св. Петра, вечно исполняются слова Христа: "на сем камне Я создам Церковь Мою"[6]. И Папа, который в течение веков выполнял обязанности, возложенные на Петра, никогда не прекращает утверждать, когда надобно, братьев своих в вере и пасти овец и агнцев Господнего стада. 

3. Ни одна из прерогатив Церкви не подвергалась столь яростным нападкам "врага", как сие единство управления, посредством которого "единство духа" сохраняется в "союзе мира"[7]. То верно, что враг никогда не одолевал и никогда не одолеет Церковь. Однако же ему удалось отторгнуть от Ее лона многих детей Ее, а в иных случаях - и целые народы. Многократно эти тяжкие потери причинены были разделявшими нации войнами, введением враждебных интересам религии и добродетели законов и необузданной любовью к преходящим богатствам мира сего. 

4. Величайшим из всех и самым прискорбным отступничеством было отделение греков от единства Церкви Вселенской. Лионский и Флорентийский Соборы сулили надежду на то, что сие отпадение будет исцелено; но надежда была призрачна. Схизма возобновлялась и длится по сию пору, нанося огромный вред душам. Великая эта схизма отторгла от Веры и ввела в заблуждение также и восточных славян, хотя надобно признать, что они оставались в общении с Церковью дольше, нежели многие из их соседей. Хорошо известно, что они поддерживали с Апостольским Престолом отношения того или иного рода даже и после схизмы Михаила Керулария - отношения, впоследствии, несмотря на то, что их прерывали вторжения татаро-монгол, возобновившиеся и продолжавшиеся до тех пор, пока им не положило конец мятежное упрямство их правителей. 

5. Со своей стороны и Римские Понтифики прибегали ко всем доступным им средствам, дабы вернуть эти народы к единству Церкви. Иные Папы сделали даже спасение восточных славян одной из важнейших целей своего понтификата. Так, Григорий VII по просьбе княжьего сына, коему случилось быть в Риме, послал милостивейшее письмо[8], содержавшее сердечные пожелания всякого небесного благословения его отцу, князю Киевскому - "Дмитрию, королю русов, и королеве, супруге его" - по случаю начала их правления. Гонорий III отправлял своих легатов в город Новогрудек, а Григорий IX повторил сие милостивое деяние. Вскоре и Иннокентий IV направил своего легата, мужа благородного и сильного нрава, Джованни ди Плано-Карпини, одного из знаменитейших в ту пору францисканцев. Благие результаты столь любящей заботы со стороны Наших Предшественников начали проявляться в 1250 году, когда между двумя сторонами было восстановлено согласие и единство. В честь этого события папский легат, аббат Опиционе, от имени и по поручению самого Папы, со всею торжественностью короновал князя Даниила Романовича. Вслед за тем, в согласии с досточтимыми традициями и древними обычаями восточных славян, Исидор, митрополит Киевский и Московский, кардинал Святой Римской Церкви, пообещал, от имени своих соотечественников и говоря на их языке, сохранять священное и нерушимое католическое единство в общении со Святым Престолом. 

6. Сей союз с Киевом, восстановленный таким образом, длился много лет. Политические нестроения, бывшие в начале XVI столетия, вновь привели к тому, что отношения были прерваны. Однако, по счастью, в 1595 году произошло их восстановление, а в следующем, усилиями митрополита Киевского и прочих рутенских епископов, Брестским договором единство было торжественно провозглашено. Климент VIII принял этих епископов с глубокой любовью, которой дал выражение в конституции "Magnus Dominus", где просил всех верных воздать благодарение Богу, "вечно мыслящему о мире и желающему, дабы все люди были спасены и пришли к познанию веры". 

7. Чтобы единство сие и согласие сохранялись вовеки, Бог в непревзойденном Своем провидении освятил их, если можно так выразиться, печатью святости и мученичества. Великая честь быть и святым, и мучеником принадлежит Иосафату, архиепископу Полоцкому, восточно-славянского обряда, на коего по праву взирают как на славу и укрепление восточных славян. Без сомнения, тяжело было бы отыскать иного такого человека, который столь возвеличил бы свой народ или больше бы сделал для его вечного блага, нежели сей, пастырь его и апостол. В особенности засвидетельствовано это тем, что он пролил саму кровь свою ради сохранения единства Святой Церкви. 

8. По случаю приближающейся трехвековой годовщины его славного мученичества Нам доставляет огромное удовольствие вновь призвать вам на память имя этого героя, чтобы наш Господь, откликаясь на молитвы множества его пылких детей, "пробудил в Церкви Своей дух, исполнявший благословенного мученика и епископа Иосафата, положившего жизнь за овец своих"[9]. Как возрастает среди верных рвение к единству Церкви, так же, в той же мере, возрастает и труд, коему принадлежало столь большое место в его сердце, доколе не придет время, когда исполнится обещание Христово и желание всех святых Его, и не будет "одно стадо и один Пастырь"[10]. 

9. Наш святой родился у родителей-схизматиков, но крещен был действительным образом и получил имя Иоанн. С ранних лет своих жил он в святости. Хотя пышность славянской литургии немало его впечатляла, он всегда искал в ней, прежде всего, истину и славу Божию. Посему, а не из-за убеждения аргументами, еще ребенком обратился он к общению со Вселенскою, сиречь - Католическою Церковью. Членом этой Церкви он всегда себя считал по причине действительного крещения, им полученного. Быстро понял он, что делу единства немало послужило бы возвращение в Католическую Церковь следующих восточно-славянскому обряду и монахов-василиан. С этою целью в 1604 году он присоединился к монахам св. Василия и переменил имя, став зваться не Иоанном, а Иосафатом. В монашестве он телом и душою посвятил себя упражнению во всякой добродетели, в особенности же - в добродетелях милосердия и покаяния. В то время он проявил воистину необычайную любовь ко Кресту, любовь, которой научился в детстве, постоянно размышляя об Иисусе Распятом. 

10. Митрополит Киевский Иосиф Вильямин Руцкий, бывший также и архимандритом этого монастыря, говорит, что Иосафат "вскоре достиг таких успехов в монашеской жизни, что мог бы стать наставником остальных монахов". Почти сразу же после рукоположения Иосафат был избран архимандритом, главою монастыря. Управляя общиной, стремился он не только охранить и защитить земные блага, принадлежавшие монастырю и присоединенной к нему церкви, от посягательств, но также, найдя, что святые те места были почти что заброшены верными, делал все, для него возможное, чтобы люд христианский чаще их посещал. В то же время, лелея в сердце воссоединение своих соотечественников с Престолом Петровым, изыскивал он доводы, которые способствовали бы обеспечению сего союза. По сей причине он изучал, главным образом, литургические книги, которыми пользуются восточные, даже и схизматики, в соответствии с правилами, изложенными Святыми Отцами Церкви. 

11. Так, должным образом подготовившись, начал он твердо, но с добротою, защищать дело восстановления единства. Успех его был незамедлителен, настолько, что даже противники наградили его титулом "завоевателя душ". И воистину, чудесно было количество душ, приведенных им обратно к единству Паствы Иисуса Христа, во всех слоях общества - среди и крестьян, и купцов, и дворян, и префектов, и управителей провинций - о сем свидетельствуют Соколинский из Полоцка, Тышкевич из Новогрудка и Мелечко из Смоленска. После назначения своего епископом Полоцким премного расширил он поле своего апостольства - апостольства, что не могло не привести к необычайным результатам благодаря даваемому Иосафатом примеру жизни в невозбранном целомудрии, бедности и бережливости, сочетавшейся с таким щедрым великодушием по отношению к неимущим, что дошел он даже до того, чтобы заложить свой собственный омофор, дабы помочь их нужде. 

12. Однако же святой наш всегда строго придерживался границ религиозного труда, никогда не вмешиваясь в политику, несмотря на то, что не раз его искренне просили примкнуть к той или иной стороне. Будучи святым епископом, он и в писаниях, и в проповедях своих ревностно стремился к тому, чтобы всегда делать известной людям истину. Помимо проповедования, он издал ряд написанных простым языком томов по таким предметам, как первенство Петра, крещение св. Владимира, апология христианского единства; катехизис, в котором следовал методе св. Петра Канизия; и еще много других подобных трудов. Кроме того, занимался он и тем, что призывал как белое, так и черное духовенство выше ценить свой священный сан. Благодаря их ревностному и искреннему сотрудничеству, им же самим побужденному, он сумел добиться, чтобы люди, получив наставления в христианском учении и воспитаны проповедованием слова Божия приспособленным к личным нуждам каждого из них способом, часто приступали к таинствам и исполняли свои обязанности в святой литургии, а следовательно - и сами приобщались к тому образу жизни, который все более и более соответствовал их вере. Так, преуспев, прежде всего, в широком распространении духа Божия, св. Иосафат создал условия, благоприятные для трудов во имя христианского единства, которым и посвятил свою жизнь. В дело объединения и даже освящения внес он вклад более, нежели чем-либо еще, своим мученичеством, концом своей жизни, который встретил с радостью и восхитительным великодушием. 

13. Он был убежден, что его ждет мученичество, и часто говорил о возможности такого события. В одной из своих знаменитых проповедей он высказал желание к мученичеству; он усердно молил Бога о мученичестве, как если бы то был для него особо благословенный дар. За несколько дней до смерти, будучи упрежден, что против него замышляются заговоры, он сказал: "Господи, окажи мне милость, дай пролить мою кровь за единство Церкви и во имя послушания Святому Престолу". В воскресенье, 13 ноября 1623 года, его желание исполнилось. Окруженной врагами, охотившимися за апостолом единства, он с улыбкой и радостью выступил вперед и принял свою судьбу. По примеру своего Господа и Учителя он просил их не вредить его домочадцам, а после предался в их руки. На него напали и убили самым варварским способом. Несмотря на раны, он до последнего дыхания не прекращал молить Бога о прощении для своих убийц. 

14. Воистину, велики были плоды сего славного мученичества, особенно - среди рутенских епископов, знавших, как из его смерти вынести живой пример твердости и отваги, что сами они и подтвердили два месяца спустя в письме, отправленном в Священную Конгрегацию распространения веры: "Также и мы готовы, как поступил уже один из нас, принести свою кровь за католическую религию". Вследствие этого мученичества, почти что сразу после него, великое число людей, и в их числе - сами убийцы святого, возвратились в лоно единства с Церковью Христовой. 

15. Кровь святого Иосафата и сегодня, триста лет спустя, есть особый залог мира, печать единства. Мы называем ее особым залогом в нынешние времена потому, что несчастные славянские провинции, раздираемые всевозможными волнениями и мятежами, обагрены кровью, пролитой в ужасных и бесчеловечных войнах наших дней. Воистину, представляется Нам, будто слышим мы голос той крови, "говорящей лучше, нежели Авелева"[11], будто видим Мы Нашего мученика, обращающегося к своим братьям-славянам и взывающего к ним словами Иисуса: "Овцы оставлены без пастыря. Жаль мне народа". Воистину, скорбно положение их, ужасны их страдания! Увы, сколь велико число изгнанных с родной земли, что за страшная бойня, что за великая утрата душ! Глядя ныне на бедствия, постигшие славян, без сомнения, превышающие те, о коих скорбел в свое время Наш святой, предельно тяжело Нам сдерживать слезы, льющиеся из Нашего отцовского сердца. 

16. Дабы все для Нас возможное сделать во облегчение сего бремени скорби, поспешили Мы на помощь им, мысля лишь о том, как лучшим образом предоставить помощь нуждающимся, вдохновленные не человеческими чувствами и не делая различия меж обездоленными, разве что такого, чтобы в первую очередь помогать тем, кто нуждается в помощи более прочих. Весьма сильно затрудняла Нашу задачу нехватка средств, и не все, что хотели, могли Мы сделать. Бессильны были Мы перед постоянными оскорблениями, наносившимися правде и добродетели, перед открытым презрением к любому религиозному чувству и мнению, перед преследованием - в иных местах кровавым - христианского народа и его епископов и священников. 

17. Тем более приятно нам, ввиду всех этих зол, торжественное празднование юбилея сего достославного пастыря славян. Оно дает нам благоприятную возможность явить всем восточным славянам отцовские чувства, что воодушевляют Нас, а равно и указать им на возвращение ко вселенскому [экуменическому] единству Святой Церкви как на источник всех возможных благ. 

18. Искреннейшим образом приглашаем Мы схизматиков присоединиться к Нам в этом единстве Церкви, и желаем также, чтобы все верные, следуя учениям и пути св. Иосафата, старались, каждый - в меру своих возможностей, сотрудничать с Нами для достижения сей цели. Да осознают все также и то, что единству не столь способствуют дискуссии или иные искусственные средства, сколь пример святой жизни и добрых дел, особенно - предписанных милосердием по отношению к нашим братьям славянам и всем прочим людям Востока. Такова же и мысль св. апостола Павла, пишущего: "Имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны; ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя. Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других"[12]. 

19. Для достижения этой цели необходимо, с одной стороны, чтобы восточные схизматики отбросили свои древние предрассудки и воистину искали познания истинной жизни Церкви, не приписывая Римской Церкви недостатков отдельных личностей, - недостатков, которые Она же первая порицает и старается исправить; но так же требуется, чтобы и латиняне, со своей стороны, стремились к лучшему и более глубокому пониманию истории и обычаев восточных. Именно благодаря сердечному осознанию этих обстоятельств увенчалось таким успехом апостольство св. Иосафата. 

20. Именно стяжание этой цели и подвигло Нас способствовать, сколь только Мы можем, процветанию Папского Восточного института, основанного Нашим недавно почившим предшественником Бенедиктом XV. Мы убеждены, что из точного знания фактов произрастет справедливая оценка людей и, в то же время, тот праведный дух доброй воли, который, будучи объединен с любовью Христовой, не может не принести огромную пользу, с Божией помощью, делу религиозного единства. 

21. Исполнившись милосердия, каждый человек испытает в себе то, о чем богодухновенно учил апостол: "Нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его"[13]. И, что много важнее, если люди добросовестно повинуются учению одного и того же апостола, они не только отбросят свои предрассудки, но и преодолеют пустые подозрения по отношению друг к другу, свою хитрость и ненависть, одним словом - всю враждебность, столь противоречащую духу христианской любви и разделяющую народы. Услышьте же то, что пишет св. апостол Павел: "Не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос"[14]. 

22. Если Мы начнем таким образом, примиряя друг с другом людей и народы, то коснемся и единства Церкви, ибо в лоно Ее вернутся все, от Нее отделившиеся, каковы бы ни были двигавшие ими причины. Подлинное осуществление этого единства достигнуто будет не человеческими усилиями, но лишь благостью Бога, Который "нелицеприятен"[15] и "не положил никакого различия между нами и ими"[16]. В подобном союзе все народы, без различия расы, языка или литургии, будут обладать равными правами, ибо литургии эти Римская Церковь всегда неизменно и религиозно уважала и хранила. Повелела Она, чтобы они использовались, и украсила Себя ими, словно драгоценными покровами, словно "царица... в золоченой одежде, облаченная в разнообразие"[17]. 

23. Поскольку общение всех людей на земле во всемирном единстве есть, прежде всего, плод трудов Господних, и посему достигнуто может быть лишь с Божией помощью, прибегнем же со всею заботой к молитве, следуя в том как учению, так и примеру св. Иосафата, который в своем апостольстве единства полагался, прежде всего, на силу молитвы. 

24. Под его водительством и покровительством да посвятим мы себя особым образом почитанию таинства Евхаристии, знака и главной причины единства, той тайны веры, которая, по верованию их, дала возможность восточным славянам, ревностно хранившим, даже будучи отделены от Римской Церкви, свою веру и любовь к ней, избегать тенет худших из ересей. Посему можем и мы надеяться на плоды, о коих молится Святая Мать Церковь со всею уверенностью при праздновании сего царственного таинства, на то, чтобы "Бог милостиво подал нам дары единства и мира, представленные тáинственным образом под видами приношений хлеба и вина"[18]. Да просят, объединившись, латиняне и восточные в этом святом жертвоприношении мессы Бога о сей милости: восточные - "моля Господа нашего о единстве всех", латиняне же - моля о том же Христа, Господа нашего, дабы "воззрев на веру Церкви Своей, Он милостиво дал ей мир и единство согласно святой Воле Своей". 

25. Еще одна связь, служащая единению нашему с восточными славянами, это их воистину необычайная преданность Пресвятой Деве Богородице. Сия любовь к Марии одновременно и отсекает их от множества еретиков, и приближает к нам. Наш святой тоже выделялся своею преданностью Пресвятой Деве и с детским доверием полагался в трудах своих во имя единства на Ее покровительство. Привык он почитать с особою любовью, как принято у восточных, маленькую икону Пресвятой Девы Бгородицы - образ, премного почитаемый также монахами-василианами и верными всех обрядов, здесь же, в Риме, в церкви свв. Сергия и Вакха чтимый под прозванием "Царицы Пастбищ". Станем же, посему, молиться Ей, Матери нашей возлюбленной, в особенности - под этим прозванием, дабы направила Она стопы наших братьев-схизматиков к пастбищам спасения, к тем пастбищам, где Петр, вечно живущий в своих преемниках, Наместник вечного Пастыря, кормит и направляет агнцев и овец Паствы Христовой. 

26. В завершение обратимся же ко всем святым небесным и попросим их предстательства, чтобы сия великая милость была нам дарована. В особенности прибегнем к тем из них, кого почитали некогда восточные за любовь и святость, и коих почитают по сию пору благодаря тому, что народ относится к ним с преданностью и благоговением. Из них же из всех первым да воззовем к св. Иосафату, ибо был он в течение своей жизни самым сильным воителем во имя единства, и потому ныне, пред Богом, да защищает он и поддерживает ту же святую цель. Также и Мы молимся ему, произнося смиренные слова предшественника Нашего, бессмертной памяти Пия IX: "Да соделает Бог, дабы кровь твоя, о св. Иосафат, тобою пролитая за Церковь Христову, была печатью союза с Апостольским Престолом, союза, о коем всегда страждал ты, и о коем денно и нощно пылко молил Бога Всеблагого и Всемогущего. Чтобы однажды сие стало возможным, искренне желаем Мы иметь тебя неизменным заступником пред Богом и Сонмом Небесным". 

В залог божественной милости и во свидетельство Нашей доброй воли даруем Мы со всею любовью апостольское благословение вам, досточтимые братия, вашему духовенству и вашему народу. 

Дано в Риме, у св. Петра, в 12-й день ноября, в год 1923, Нашего же понтификата второй. 

Примечания  

[1] Мф. 28:18-19. 

[2] Рим. 5:5. 

[3] ср. Ин. 17:11, 21-22 

[4] Евр. 5:7. 

[5] Еф. 4:15-16. 

[6] Мф. 16:18. 

[7] Еф. 4:3. 

[8] Migne, Pat. Lat. col. 425, т. 148, кн. посл. 2, письмо 74. 

[9] Служба св. Иосафату. 

[10] Ин. 10:16. 

[11] Евр. 12:24. 

[12] Флп. 2:2-4. 

[13] Рим. 10:12. 

[14] Кол. 3:9-11. 

[15] Деян. 10:34. 

[16] Деян. 15:9. 

[17] Пс. 44:10. (В Синодальном переводе: "царица... в Офирском золоте". - прим. переводчика). 

[18] Тайная молитва из мессы на торжество Тела Христова.

 

 


Источник: Библиотека Una Voce Russia