Просмотров: 8968

Св. Иосафат Кунцевич 

 

Святой Иосафат Кунцевич (в миру Иван) - греко-католический архиепископ Полоцкий, духовный писатель. Родился в 1580 г. во Владимире Волынском в благочестивой бюргерской семье. В 1604 г. вступил в Свято-Троицкий Виленский монастырь, принявший Брестскую Унию. Не найдя там учителей монашеской жизни, Иосафат со временем преуспел в религиозной благодаря духовному чтению и непрестанному молитвенному подвигу. Со временем он стал наставником новых иноков монастыря, в частности, Иосифа Вельямина Рутского, будущего Киевского греко-католического митрополита. В монастыре Иосафат переписывал Жития святых, труды Отцов Церкви, аскетические сочинения; в корректной и традиционной форме написал трактат в защиту церковного единства.

В своей духовной жизни подвижник придерживался восточной монашеской традиции, был человеком покаяния и молитвы. Иосафат с детства стремился к жизни, посвящённой Богу. Он не получил западного богословского образования; на формирование его личности оказали влияние византийская литургия, монастырская молитвенная практика и чтение традиционной византийско-славянской литературы, сочинений Отцов Церкви и аскетов-исихастов: в частности, Симеона Нового Богослова и Нила Сорского. Иосафат непрестанно практиковал Иисусову молитву, для чего всю жизнь искал уединения.

Рукоположенный в 1609 г. в сан священника, Иосафат управлял Бытенским и Жировичским монастырями. С 1614 г. он - настоятель Свято-Троицкого Виленского монастыря, в 1617 г. Митрополит Рутский возвёл его в сан епископа-коадъютора Полоцкой епархии. Будучи игуменом монастыря, хотел стать юродивым. Уже в Вильно он был известен своим благочестием - с большой любовью совершал литургию, по ночам молился у Пресвятых Даров, носил вериги и власяницу, постился, практиковал самобичевание. При этом он был человеком внутренней радости, кротким в общении, открытым для своей паствы. Аскетический идеал Иосафата стал основой его апостольской деятельности.

В 1618 г. Иосафат Кунцевич был назначен на Полоцкую архиепископскую кафедру. В своём дальнейшем служении он руководствовался исключительно византийским Каноническим Правом и богослужебным уставом Восточной Церкви. Ревностный пастырь, Иосафат духовно и материально обустраивал свою епархию, ежедневно исповедовал, проповедовал, вёл диспуты с противниками Унии; он написал Катехизис для простого народа и правила для священников. Занимаясь благотворительностью, архиепископ раздавал нищим своё имущество, оставаясь иногда без средств к существованию.

Трагедией для Иосафата стало восстановление в 1620 г. Патриархом Феофаном автокефальной православной иерархии на Украине и в Белоруссии. Вследствие агитации альтернативного Полоцкого архиепископа Мелетия Смотрицкого, часть паствы отошла от Иосафата, видевшего в происходящем разрушение единой истинной Церкви и вечную погибель для вовлечённых в раскол. В 1622 г. великий канцлер Речи Посполитой Лев Сапега обвинил Полоцкого архиепископа в бескомпромиссной борьбе с автокефальной Православной Церковью, игнорировании законных прав невоссоединённых православных, что могло привести, по мнению Сапеги, к государственной смуте. В это же время появились первые клеветнические обвинения в адрес пастыря. Несмотря на то, что Иосафата неоднократно предупреждали о готовящемся против него заговоре, он, посвятив себя спасению паствы, отказался от охраны и бесстрашно отправился в Витебск. Во время своего епископского служения святой часто говорил о желании принять мученическую смерть за Христа и Его Церковь. 12 ноября 1623 г. в архиерейском доме в Витебске он спокойно встретил вооружённую толпу противников Унии, подготовивших против него заговор, и с рассечённой головой успел помолиться за своих убийц...

Иосафат Кунцевич был беатифицирован в 1643 г., а в 1867 г. - причислен к лику святых. Мученик Иосафат - первый святой Восточной Церкви, канонизированный в Риме с соблюдением всех формальных процедур. Папа Пий IX объявил Иосафата покровителем Руси и Польши. Память святого празднуется 12 ноября.

В 1705 г. мощи Иосафата были вывезены из Полоцка в Бялу-Подляску. В 1764 г. они были замурованы в стене замка Радзивиллов, а в 1765 г. - перенесены в василианский монастырь, расположенный в том же городе. В 1864 г., после того, как властями Российской Империи монастырь был закрыт, мощи святого спрятали в подземелье. Мощи вновь были открыты миру в 1916 г., а до этого они негласно хранились в соборе св. Петра рядом с мощами апостола. В 1963 г. Папа Павел VI, выполняя волю Иоанна XXIII, велел открыто поместить мощи Иосафата Кунцевича в соборе святого Петра под алтарем св. Василия Великого.

В русской историографии существует много ошибочных суждений об Иосафате: будто бы он учился в коллегии иезуитов, был чужд православной духовности, в Полоцкой епархии систематически применял насилие, осквернял могилы умерших православных, предал национальные интересы украинцев и белорусов. Перевод письма Сапеги к Иосафату печатался русскими историками в намеренно искажённом виде.


Публикация взята с сайта "Свет Евангелия"

http://www.catholic.ru/svet/343/009.html