Бенедикт XVI

Магия, оккультизм, спиритизм, ясновидение: каково мнение Церкви об этих явлениях? Как воспринимать христианам массовые увлечения людей колдовством и гаданиями? В чем состоит православное учение о трансцендентальной медитации, йоге и повторении мантр? Предстоятель Католической Церкви Бенедикт XVI отвечает на эти вопросы в ходе интервью.

Магия и оккультизм с точки зрения Католической Церкви

— Ваше Высокопреосвященство, что такое магия?

— Это использование сил, которые кажутся таинственными, с целью получить власть над физической, а также психологической реальностью. То есть, это попытка использовать сверхъестественные силы в собственных целях. Применяя магию, выходят за пределы рациональности и использования физических сил, известных науке. Для этого ищут — и иногда даже находят — способ овладеть реальностью с помощью неизвестных сил. Во многих случаях это может быть мошенничеством, но может быть и так, что с помощью элементов, не укладывающихся в рамки рациональности, можно достичь определенного господства над реальностью.

— Как в Новом, так и в Ветхом Заветах твердо осуждается любая практика магии и оккультизма во всех его формах. Как Вы прокомментируете это с богословской точки зрения?

— Сначала необходимо рассмотреть наиболее глубокие истоки суеверий, магии и оккультизма, чтобы лучше понять причину их осуждения. Я бы сказал, что в этом вопросе существуют два элемента. С одной стороны, в человеке, сотворенном по образу Божию, живет жажда божественного. Человек не может ограничиться конечным, эмпирическим, у него всегда будет желание расширить перспективу своего бытия и войти в сферу божественного, выйти из чисто физической реальности и коснуться реальности более глубокой. Это желание, которое само по себе является врожденным в человеке-образе Божием, утрачено, поскольку ему кажется слишком трудным реально пускаться в поиски Бога, возноситься к Божественной Любви и позволить Ей вознести себя и достичь, таким образом, истинной встречи с Богом, создавшим и любящим его. Поэтому происходит нечто похожее на то, что случается в мире людей: преходящие авантюры гораздо легче глубокой любви, жизни. Подобно тому, как в этой человеческой жизни верная любовь, любовь истинная, пронизывающая все существо человека, требует усилий, которые не требуются для мимолетных любовных авантюр, так же и духовная реальность требует глубокого усилия, верности, внутренней дисциплины, смирения в том, чтобы подчинить всю свою жизнь следованию Богу. И тогда человек ищет более легких путей, непосредственного опыта из глубины бытия.

Можно даже сказать, что в этом вопросе подтверждается основополагающее учение Церкви, то есть, что в человеке, с одной стороны, существует природа, сотворенная Богом, а с другой — ее противоположная тенденция: утрата желания войти в сферу божественного и первородный грех, исказившие его природу и превратившие в карикатуру его врожденное желание любить Бога и войти в общение с Ним. И вот эта вторая тенденция осуществляется в поисках более легкого пути, более быстрого контакта, и, прежде всего, способа, позволяющего избежать подчинения божественной любви и силе. Человек начинает считать себя властелином реальности, используя эту предполагаемую возможность своего бытия. И это мне кажется грубым отклонением и извращением наиболее глубоких отношений нашей жизни; вместо того, чтобы поклоняться Богу, подчиниться Богу, человек намерен стать повелителем реальности, используя оккультные силы, и он действительно чувствует себя повелителем.

Эту тенденцию можно найти в третьей главе Книги Бытия: я сам становлюсь Богом, я обладаю божественной силой, и не подчиняюсь реальности. «И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания» (Быт 3,4-7).

— Св. Павел на Кипре публично называет волхва Елиму «сыном дьявола». Можно ли с уверенностью утверждать, что за магией и миром оккультного всегда стоит демон?

— Да. Я бы сказал, что без демона, который провоцирует извращение творения, не было бы возможен весь этот мир оккультизма и магии. В игру вступает элемент, выходящий за пределы реальностей разума, реальностей, распознаваемых наукой, соединенной с искренним разумом. Магия предлагает обратиться к силам, которые представляются божественными, обещая достижение быстрого успеха в чем-либо, получение какого-то сверхъестественного опыта. На самом деле, это пародия на божественное. Да, это силы, но силы падения, которые в реальности являются иронией против Бога.

— На этом же основывается твердое осуждение Церкви, выраженное по отношению к магии и оккультизму?

— Да. Это начинается в Ветхом Завете, вспомним конфликт между Самуилом и Саулом (когда Самуил говорит: «Непокорность есть такой же грех, что волшебство, и противление то же, что идолопоклонство»). Отличительной чертой религии Бога Откровения является именно запрет использовать эту языческую практику, потому что она извращает отношения между Богом и человеком. Это осуждение продолжается на протяжении всей истории Откровения и получает окончательное разъяснение в Новом Завете. Это — чтобы было ясней — не позитивизм, желающий исключить что-то из богатства бытия или возможного опыта, но истина Бога, выступающего против основополагающей лжи.

Имя дьявола, называемого в Священном Писании «отцом лжи», становится понятным по-новому, если рассмотреть все эти явления, потому что в них реально присутствует ложь в чистом виде.

— В какой форме?

— Человек воображает себя властителем мира, используя то, что кажется божественным, и использует силу, чтобы управлять миром в самом себе, вступая, таким образом, в радикальную ложь. Эта ложь в первый момент воспринимается как расширение власти, постижение нового опыта, как нечто прекрасное: я становлюсь Богом. Но ложь — это реальность, которая всегда остается разрушительной. Жить во лжи — значит жить против реальности, а следовательно, жить в саморазрушении. В этом смысле можно увидеть два аспекта этого запрета. С одной стороны, оккультные и магические практики следует исключить просто потому, что они извращают реальность, они являются ложью в самом глубоком смысле этого слова.

Вслед за этим онтологическим аспектом возникает второй, нравственный, который заключается в том, что, будучи противопоставленными истине, магия и оккультизм являются разрушительными, они разрушают саму суть, основу человека.

— Следовательно, какие опасности подстерегают тех, кто связывается с магией и оккультизмом?

— Давайте и здесь начнем с феноменологии. Незаметные сети обольщения раскидываются в виде обещания получить власть, испытать радость, удовлетворение. Затем человек попадает в другие сети, демонические, которые вскоре становятся гораздо сильнее его. И человек уже больше не хозяин дома.

Предположим, что человек вступил в какую-либо секту или в группу, занимающуюся магией. Он станет рабом не только группы, что само по себе уже очень серьезно, учитывая, что эти секты могут полностью завладеть человеком. Но он станет рабом реальности, стоящей за группой, то есть реальности поистине дьявольской. Таким образом, он следует путем все более глубокого саморазрушения, гораздо более худшего, чем от наркотиков.

— Каковы корни этой жажды оккультного?

— Мне кажется, что здесь действуют два чувства: стремление к божественному и потерянность, которая заставляет человека замкнуться в себе.

— Ни один из оккультистов не заявляет открыто, что действует с помощью демона. Более того, почти все они утверждают, что являются верующими и что творят благо. Они используют священные образы, распятия...

— Да. Глубокая, скрытая ложь затем конкретизируется в ложь очевидную. Маг, в своей личностной ориентации, дошел до лжи. Для него становится естественным использовать все конкретные способы для выражения и применения лжи. Естественно, синкретизм является одним из главных элементов мира магии и оккультизма, который использует элементы религий, и, прежде всего, христианской, извращая их, как с целью привлечения людей и для придания достоверности своим действиям, так и в надежде использовать скрытую силу христианской реальности. Пример этому можно видеть в Книге Деяний Апостолов, где Симон волхв хотел купить силу апостолов. «Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги, говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святого. Но Петр сказал ему: «Серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги. Нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое неправо пред Богом. Итак, покайся в сем грехе твоем и молись Богу: может быть отпустится тебе помысел сердца твоего; ибо вижу тебя исполненного горькой желчи и в узах неправды» (Деян 8,18-23)

— Утверждают, что существуют безобидные и «легкие» формы магии и предсказаний, такие, как хиромантия, гадание на картах, гороскопы. И иронизируют над Катехизисом Католической Церкви, осуждающим эти явления как грех. Существует ли какая-то шкала тяжести для таких грехов, или они все одного рода, то есть, все тяжкие?

— Может быть, и существуют так называемые легкие формы, но и они недопустимы, поскольку открывают дверь оккультизму. Если кто-то начинает двигаться в этом направлении, есть опасность попасть в более глубокую ловушку. Однако тот факт, что, однажды ступивши на этот путь, можно легко и зачастую неизбежно соскользнуть вниз, не должен приводить нас к своеобразному ригоризму, не разбирающему между поведением тех, кто является символом некоего легкомысленного отношения к жизни и поступками тех, кто полностью вошел в эти ситуации. Определенная разница, несомненно, существует, однако следует иметь в виду, что одна ступенька легко ведет к другой, потому что почва скользкая.

— Что бы Вы сказали тем, кто посещает Церковь и оккультистов, или сами практикуют оккультизм, думая, что одно не должно исключать другого?

— Я бы сказал им, что для того, чтобы понять, что это совершенно разные вещи, следует стремиться лучше понять веру, прочнее ступить на христианский путь. Если я слушаю Слово Господне, вложив свою руку в руку Господа, это значит, что я позволяю любви Христовой вести меня, я становлюсь частью великой общины Церкви, идя вместе с Церковью по пути Христа. И совсем другое дело, если я вхожу в реальности оккультизма. Эти два подхода изначально глубоко различны. Понять это различие является главным решением человека, первым его шагом на пути веры.

Возьмем обряд Крещения, где, с одной стороны, мы говорим «да» Господу и Его закону, а с другой — говорим «нет» сатане. В прошлом обращались на восток, чтобы сказать «да» Господу, и на запад, чтобы сказать «нет» искушениям дьявола. Через этот обряд, рожденный во времена, когда, как и сегодня, Церковь была окружена и атакована оккультными практиками, понимаешь непримиримое различие между этими двумя подходами. Я говорю «да» пути Господа, и это влечет за собой мое «нет» магическим практикам. Следует обновить, в очень конкретном и реалистичном смысле, это двойное решение. Сказать «да» Христу предполагает, что я не могу «служить двум господам», как говорит Сам Господь; и если я говорю «да» Господу, это значит, что я не могу сказать «да» этим скрытым силам, и должен сказать «нет, я не принимаю искушений дьявола». И вероятно, во время обновления крещальных обетов, что мы делаем перед Пасхой, следует объяснять, что то, что мы произносим, не является неким древним ритуалом, но составляет важное решение для нашей сегодняшней жизни, это конкретный и реалистичный акт.

— Существует ли определенный рубеж, перейдя который, посвятившим себя магии нельзя вернуться назад?

— На этот вопрос трудно ответить. Если кто-то вошел в то, что Господь называет «грехом против Святого Духа», восстал против Бога и хулил Дух Божиий, извратив свой дух и открывшись воздействию демона, вероятно, здесь и находится то, что Господь указывает как точку невозвращения. Но мы со своей стороны не можем судить об этом. Следует всегда помнить, что есть надежда на обращение. Естественно, что для вошедшего в мир оккультного, требуется радикальное обращение, осуществить которое он сможет лишь при большой помощи Святого Духа и молитв всей церковной общины, желающей помочь этим людям вернуться к Богу. Следовательно, нужно всегда надеяться и делать все возможное, чтобы молить о Божием прощении и просветить этих людей и сделать их открытыми к глубокому обращению. Затем требуется изгнание демона. Этот обряд, важность которого какое-то время не понималась христианами, сегодня получает новый смысл и очень конкретное значение, потому что речь идет об освобождении людей от демона, который, через контакт с магией и оккультизмом, реально овладел ими.

— Следовательно, нужны экзорцисты?

— Конечно.

— Зачастую люди воспринимают эти речи, но жалуются на недостаточность информации со стороны Церкви. Что можно еще сделать для информирования неискушенных?

— Следует найти новые формы апостольства. Подобное распространение оккультизма — достаточно новое явление. Еще 10 лет назад у нас даже не было информации по этому вопросу. Может быть, мы не были готовы к этой атаке и не подготовили должным образом верных. Вероятно, следовало подготовить краткую и понятную информацию. Мы должны говорить об этом также в катехезах для взрослых и в рамках постоянного воспитания каждого христианина.

— Ваше Высокопреосвященство, процитирую Вам некоторые данные. В Италии на номер телефона, по которому можно узнать свой гороскоп, ежегодно поступает свыше 10 миллионов звонков. Все в той же Италии, на более чем 100 тысяч магов приходится менее 38 тысяч католических священников. Что Вы испытываете, размышляя над такой реальностью?

— Это является знаком, что мы находимся под угрозой глубокого язычества. Это язычество, это извращение религиозного предназначения человека. В этой фальшивой религии, в которой, как я уже сказал, человек использует или пытается использовать сверхъестественные силы, заключен главный вызов делу евангелизации. Перед лицом язычества следует возвещать освобождающую реальность Божию. Эти практики претендуют на то, чтобы дать человеку свободу. Они предлагают власть, удовлетворение, обещают возможность жить полной жизнью. На самом же деле, они ведут к ужасному рабству, которое может реально лишить человечности. Это известно также из дохристианских религий, сеявших страх. Христианская весть, появившись, принесла с собой не политическую свободу, как сказали бы мы сегодня, но освобождение от страха демонов. Сильнее всех только Бог: такова весть, реально освободившая мир. И даже сегодня, в некоторых еще не евангелизированных частях мира можно видеть, как боязнь демонов и магов создает атмосферу страха и застоя. Невозможно действовать, если при каждом шаге можно попасть в руки демона. Поэтому мы должны провозглашать освобождающую силу вести, что есть один лишь Бог, и что Бог сей есть Любовь, и Он любит нас, и имеет силу вести нас и дать нам истинную свободу, и что Своей непобедимой силой Он освобождает нас от этого рабства. Однако об этом, к сожалению, помнят не все. Многие видят в религии лишь тяготы, то, что Бог далеко, что Его невозможно почувствовать, и ищут легкого пути и мгновенного удовлетворения, впадая, таким образом, в рабство. В наше время глубокого языческого искушения следует возвещать Евангелие во всей его простоте и величии как истинное и единственное освобождение.

— В Вашей жизни священника, епископа и кардинала приходилось ли Вам встречаться с пострадавшими от магии?

— В моей жизни и жизни людей, окружавших меня, эта реальность никогда не присутствовала. Я слышал несколько раз, как говорили о подобных случаях. А сегодня слышу отовсюду, как магия разрушает человеческие жизни.

— Традиционная, фольклорная магия, типичная для средиземноморских стран, все еще сохраняется в регионах Италии. Можно ли считать это безвредной практикой, или основной ее составляющей является также участие демона?

— На заре христианства в народе оставались элементы магии, уменьшавшиеся по мере того, как распространялась вера, однако, опасность возвращения магии сохранялась. Это было опасное и недопустимое присутствие, но оно управлялось жизнью веры большинства. Теперь мы видим, что эти маленькие «пережитки», казавшиеся безвредными, на самом деле вовсе не безвредны, и могут стать сегодня зацепкой для нового всплеска оккультизма в мире.

— Имеет ли значение тот факт, что оккультист требует деньги за свои услуги? Или это не столь важно?

— Если бы его труд был нравственно правильным, то он мог бы требовать оплаты. Но поскольку его ремесло как таковое подразумевает ложь и извращение реальности, наличие денег является лишь продолжением лежащей в основе фундаментальной лжи. В этом смысле торговля магией и «силами» делает видимым еще более глубокое извращение. Духовные реалии не могут быть оплачены, и истинный духовный опыт — это тот, что подарил мне Христос, я могу получить его только своим обращением, своим духовным «исходом». Следовательно, необходимо помогать людям, попавшим в сети оккультизма, найти путь к обращению, предлагая им свое общение, надо вести их к вере и помочь им встать на путь истины, кроме того, что помочь им — если условия позволяют — прибегнуть к экзорцизму, который совершают священники с разрешения своего епископа.

— Трансцендентальная медитация и йога — особенно йога — также имеют оккультную основу. Более того, высшая ступень йоги предполагает — как утверждают священные книги этой «философии» — контакт с миром духов и приобретение магических сил. Существует ли связь между распространением восточных религий и современным всплеском оккультизма?

— Несомненно, связь существует. Распространение этих восточных религий движется в нескольких направлениях. Есть йога, представляющая собой своеобразную гимнастику, она предлагает несколько элементов, которые могут помочь расслабить тело. Прекрасно, если йога действительно сведена к гимнастике, ее даже можно принять, в том случае, если движения имеют исключительно физический смысл. Но она должна быть реально сведена, повторяю, к чистым упражнениям физической релаксации, свободным от какого-то ни было идеологического элемента. В этом пункте следует быть предельно внимательным, чтобы не ввести в физическую подготовку определенное видение человека, мира, отношений между человеком и Богом. Это очищение идей, несовместимых с христианской жизнью, можно сравнить, к примеру, с «развенчиванием» языческих традиций о сотворении мира, осуществленном в первой главе Книги Бытия, где солнце и луна, великие мифические божества, сведены к «светилам», сотворенным Богом, светилам, отражающим свет Божий, дающим нам представить истинный Свет, Создателя света. Таким же образом в случае йоги и других восточных техник необходима трансформация и радикальное изменение, реально удаляющее любое притязание на идеологию. Как только появляются элементы, претендующие привести к «мистике», они становятся инструментами, ведущими в ошибочном направлении.

— Эта трансформация имела место?

— В основном, нет. Но вообще, может быть, что кто-то пытался исключить религиозные и идеологические элементы, оставляя только практические в качестве чисто физических упражнений. Этого нельзя исключить.

— Может ли существовать некая «христианская йога»?

— Уже в том, что она называется «христианская йога», присутствует идеология, и она кажется какой-то религией, — это мне очень не нравится. В то время, как на чисто физическом плане, повторяю, некоторые элементы могли бы даже помочь, следует быть очень внимательными в отношении идеологического контекста, который делает эту йогу частью почти мистической силы. Риск заключен в том, что йога становится автономным методом «искупления», лишенного истинной встречи между Богом и человеческой личностью. И в этом случае мы уже находимся в трансцендентном. Это правда, что также в христианской молитве положение тела имеет свое значение, выражая внутренний настрой, что проявляется также и в литургии. Но в йоге движения тела имеют другой внутренний смысл отношений с Богом, которые не являются такими, как в христианской литургии. Требуется максимальная осторожность, потому что за этими телесными элементами кроется концепция бытия как такового взаимоотношений между телом и душой, между человеком, миром и Богом.

— Как Вы считаете, законно ли обучение со стороны священников трансцендентальной медитации и йоге в католических церквах и монашеских общинах?

— Мне это кажется очень опасным, потому что в этом контексте эти практики предлагаются именно как нечто религиозное.

— Можно ли сочетать мантру с христианской молитвой?

— Мантра представляет собой молитву, обращенную не к Богу, а к божествам, являющимся идолами.

— В чем причина подобной недооценки Христа и Церкви?

— Это глубокий вопрос, связанный с современной ситуацией в мире. Причин такому поведению множество, и они развивались в течение длительного времени, даже если проявились во всей своей силе только сегодня. Мне кажется, что главной причиной остается все та же, выявленная в третьей главе Книги Бытия: гордыня человека, который хочет уподобиться Богу и не желает подчиниться Ему. За всем этим стоит стремление управлять Богом, а не предаться в Его руки.

— Урс Фон Бальтазар дает определение трансцендентальной медитации как предательству по отношению к христианской вере. Вы согласны с этим утверждением?

— Да. Потому что Трансцендентный Бог, призвавший меня и любящий меня, деформируется в некое трансцендентальное измерение бытия. Полагаю, что необходимо делать четкое различие между Трансцендентным Богом и трансцендентальностью. В то время как Трансцендентный — это Личность, создавшая меня, трансцендентальность — это измерение бытия, а следовательно, оно подразумевает философию тождества. Цель движения трансцендентальной медитации заключается в том, чтобы привести своих последователей к растворению в тождестве, то есть она полностью противоречит христианскому видению. Христос отождествил Себя с нами, и ввел нас, таким образом, в Свое Тело, но это совсем другое тождество, совершаемое в любви, в которой тождество всегда остается личностным, в то время как трансцендентальная медитация влечет за собой полное погружение, «растворение» личности в тождестве высшего существа.

— Какова цена подобных практик в духовном выражении?

— Утрата веры и извращение отношений между человеком и Богом, а также глубокая утрата ориентации, поскольку человек, в конце концов, обручается с ложью.

— Как конкретно должно проявляться уважение к этим нехристианским культам, твердо придерживаясь при этом непреложных ценностей христианской веры?

— Уважение следует проявлять, прежде всего, к людям. Как говорит святой Августин, должно любить грешника, а не грех. Мы должны всегда видеть в человеке, впавшем в эти грехи, личность, сотворенную и призванную Богом, которая пыталась, в определенном смысле, достичь божественной реальности, чтобы найти ответ на свое желание возвыситься. Кроме того, следует соблюдать предосторожности, на которые я уже указывал, поясняя, что эти реальности являются разрушительными и противоречат не только христианской вере, но также истине самого человеческого существа.

— Мир сегодня кишит ясновидящими, утверждающими, что они получают послания от Бога и Божией Матери. Они издают книги с этими посланиями, которые на первый взгляд соответствуют христианской вере и учению Церкви. Но за этими посланиями во многих случаях стоит техника медиумов или другие формы спиритизма. Как должен вести себя христианин по отношению к таким явлениям?

— Мне кажется, что истоки этого потока посланий лежат в том, о чем мы уже говорили, то есть в желании приобрести непосредственный опыт божественного, не довольствоваться умеренностью веры, но «схватить» как можно ближе реальность Бога. Главным, существенным моментом здесь является вверение себя Господу, доверие к Нему, открывающему Себя в Своем слове и присутствующему в Церкви и в Таинствах. Следует твердо стоять на этом пути, дающем опыт, отличающемся от опыта других духовных путей, и пусть он более трудный, но, в конечном счете, он гораздо более реальный и приносящий удовлетворение, потому что он истинный. Следует жить верой в реальной жизни Церкви и быть убежденным в том, что Бог, как сказал святой Иоанн Креста, давая Своего Сына, отдал нам все, потому что Иисус есть Его Слово, и к этому нечего добавить, Бог не может дать нам больше, чем Самого Себя в Своем Сыне. Необходимо по-настоящему предаться в руки Сына и жить жизнью Церкви, бесконечно богатой, потому что Господь окружен святыми, начиная с Богородицы. И этот опыт могут пережить все. Веруя в Бога, я не одинок на этом пути, меня сопровождает великий сонм святых и верующих всех времен; таким же образом я получаю ответ на все вопросы, потому что Церковь живет и имеет живой голос, чтобы говорить и возвещать сегодня Слово Господа как Слово, присутствующее для меня и для нашего времени. И если жить этой реальностью с убеждением и радостью, не в пуристическом смысле, но со всем богатством и красотой, которую она дает, больше ничего не нужно. То есть человек должен сделать выбор сам, своим разумом, что для него полезнее, чтобы не впадать в зависимость от этих явлений.

— Некоторые утверждают, что обладают текстом «секрета Фатимской Божьей Матери». Это возможно?

— Нет.

— Если за явлениями и посланиями стоит медиумический феномен автоматического письма или другие формы экстрасенсорики — сегодня в мире распространяется множество книг с «посланиями» — можно ли с уверенностью пренебречь ими?

— Речь идет о медиумических феноменах, не имеющих ничего общего с христианской мистикой.

— Среди различных ответвлений движения New Age есть так называемая «альтернативная медицина», в которой важное место занимает пранотерапия. Некоторые утверждают, что обладают флюидами в руках, которые могут лечить больных, и принимают их за харизму исцелений...

— Харизма исцелений проявляется, прежде всего, в полном отсутствии элементов магии и осуществляется в духе молитвы. Исцеления, совершенные Господом и по Его поручению апостолами, являются выражением молитвы. Не используются духовные средства и контексты, чуждые вере и разуму. Харизмы, в отличие от сил и флюидов, которыми хвалятся эти люди, подчиняются истине и силе Бога и не вводят других элементов. Все остальное — это выражение ужасного подземного мира, который, долгое время будучи скрытым, сегодня вновь, на волне неоязычества, выходит на поверхность. 

 


Интервью кардинала Йозефа Ратцингера, которое он дал итальянскому журналу "Una voce grida..." в марте 1999 года. 

Перевод: Католическая информационная служба Agnuz (София Халходжаева)