Печать
Рубрика: Духовная жизнь
Просмотров: 10265

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Блаженнейший Любомир в 2003 году в течение Великого Поста провел пять лекций на тему «Кто такой мирянин». Публикуем первую лекцию Предстоятеля УГКЦ, прочитанную во Львове 13 марта 2003 года.

Кто такой мирянин

Предстоятель УГКЦ Любомир ГузарСлава Иисусу Христу! Дорогие во Христе! Сердечно приветствую всех здесь присутствующих. Прежде всего хочу отметить, что цель наших встреч – выяснить, кто является мирянином с точки зрения богословской науки, какая его роль и какое место в Церкви.

С Божьей помощью мы приблизились ко второй фазе развития мирянского движения. Подчеркиваю, что я употребил слово “движение”, под которым понимаем значительно более широкое понятие, чем, например, под словом “общество”. У нас имеется, милостью Божьей, достаточное количество мирянских обществ, которые хорошо работают, и у нас нет потребности создавать еще одно.

Для того, чтобы понять, кто такой мирянин и какова его роль, сначала нужно осознать, что такое Церковь. Мы живем в благословенное время после Второго Ватиканского Собора. Попробую объяснить, в чем заключается это благословение. Церковь существует со времен Иисуса Христа, который ее организовал, избрал первых учеников, апостолов. Следовательно, Церковь досягает своими корнями истоков христианства, она, так сказать, вышла из рук Иисуса Христа и существует до сих пор. И мы воспринимаем ее как нечто само собой разумеющееся, как и много других дел и явлений в общественной жизни: мы живем, работаем, но не всегда и не сразу задумываемся, кто мы есть, что такое общество, для чего нужен наш труд. Так же было и с Церковью. Она существовала, действовала так, как сегодня: были епископы, священники, миряне, однако над самим понятием “Церковь” начали задумываться достаточно поздно, аж во времена средневековья (ХІІ-ХІІІ ст.). Обычно мы начинаем задумываться над чем-то только тогда, когда возникают какие-то проблемы, трудности, когда появляются какие-то сомнения. Собственно во времена средневековья возникли некоторые разномыслия относительно понятия Церкви. Но только в ХVI ст., во время реформы в Западной Европе, протестантизма, появилась настоящая потребность выяснить, что такое Церковь, кто принадлежит к Церкви, как человек становится ее членом и т.д.

Классический ответ (в те времена) на вопрос “что такое Церковь?” связан с именем св. Карла Боромео, епископа Медиолана. Он сказал, что Церковь – это совершенное сообщество, то есть она имеет все средства, нужные для существования и деятельности, единую веру, единое Святое Писание, одинаковые Святые Таинства, единое учение, единое руководство. На первый взгляд, это удачное определение. Однако, если хорошо поразмыслить, можно почувствовать, что в нем чего-то не хватает. А не хватает ссылки на Бога. Карл Боромео описал Церковь земными понятиями: совершенное сообщество, одна вера, одно Писание, одна структура, единое руководство.

Второй Ватиканский Собор, продолжая труд Первого Ватиканского Собора 1869 –1870 гг. (тот Собор дал описание Церкви, которое мало отличалось от определения Карла Боромео, в нем было обращено особенное внимание только на некоторые аспекты Церкви, в частности на роль Папы, обязанности епископов), очень серьезно задумался над сутью Церкви. Во время подготовки Второго Ватиканского Собора, в конце 50-х в начале 60-х гг., первая рабочий документ был еще очень ограниченный и в значительной мере повторял документы Первого Ватиканского Собора. Однако на этом Соборе состоялась определенного рода революция. Потому я назвал наше время благословенным, ведь в результате этой революции мы получили значительно лучшее определение понятия “Церковь”. В течение четырех лет работы отцы Собора сделали более глубокий анализ науки святых отцов, ученых, мыслителей, Святого Писания, начали акцентировать большее внимание на духовном элементе в понимании Церкви. В результате этого труда мы имеем Догматичную конституцию о Церкви “Свет народам” (Lumen gentium). Тема этого документа — определение Церкви, кто к ней принадлежит, какова ее задача.

Следовательно, настоящий документ дает нам иное определение Церкви. Это сообщество Бога и людей, а также людей между собой. Даже слова, которые составляют определение, отличаются от описания св. Карла Боромео. Здесь идет речь не о структуре, а о связи Бога с сообществом людей, и связи людей между собой (вертикальная связь Бог — люди, горизонтальная — люди между собой).

На основании описания св. Карла Боромео мы могли себе очень легко представить, что такое Церковь: сообщество, которое имеет определенные приметы, все средства, веру, учение, Святое Писание, Святые Таинства, руководство. Однако в определении Церкви, в которое мы включаем Бога, мы понимаем далеко не все. Иисус Христос сказал, что Отца никто не видел и не знает, только Сын Единородный и тот, кому Сын расскажет. Мы Бога никогда не видели, мы не можем даже себе представить, кто такой Бог. Он сотворил все — вселенную, природу, человека. Бога человек не может охватить своим умом.

Первый раздел этой Догматической конституции называется “Церковь как таинство”. Церковь – это таинство: мы можем в нее верить, мы можем ее переживать, мы можем быть ее частью, но мы никогда во всей глубине не поймем, что такое Церковь, потому что одним из ее элементов есть Бог, которого человек не может и никогда не сможет полностью понять. Каждый человек, который уверовал в Господа Бога, имеет связь с Ним. И все мы, имея связь с Богом, связаны также между собой. Кроме утверждения, что Церковь является таинством, документ “Свет народам” подчеркивает отношение к Церкви Пресвятой Троицы, Трем Божьим Лицам, можно сказать, каждой в частности. Это побуждает нас словно перейти в иной мир понятий: от понимания, что мы являемся дисциплинированным сообществом (с четко определенными границами), к осознанию нашей связи с Пресвятой Троицей: Богом Отцом, который нас сотворил, Богом Сыном, который пришел нас научить, искупить и снова открыть нам доступ к Господу Богу, и Святым Духом, который нас ведет, освящает, благодаря Кому мы можем быть соединены с Богом. Поэтому мирянин – это не тот, кто имеет “партийный билет” в Церкви. Мирянин – это тот, кто находится в связи с Отцом, и Сыном, и Святым Духом. Следовательно, мы вступаем в мир, где должны полагаться не на свой ум, свои глаза, уши, но на свою веру.

Отцы Церкви во время Второго Ватиканского Собора, беря за основу это утверждение, подчеркивают, что мы, верующие люди, не можем полностью понять, что такое Церковь. И напоминают нам, что Иисус Христос, который учредил эту Церковь, старался нас научить, что она собой представляет. Он делал это, используя метафоры. Например, в Новом Завете читаем, что Церковь – это здание, краеугольным камнем которого является Иисус Христос. Часто случаются так называемые сельские сравнения: Церковь – это стадо, поле. То есть Иисус Христос осознавал, что не только первые Его слушатели (крестьяне из Галилеи или Иудеи в Палестине), но также наиболее ученые и мудрые богословы не могут понять, что такое Церковь, поскольку являются всего лишь людьми.

Очень красиво объясняет нам, что такое Церковь, св. Павел, сравнивая ее с человеческим телом. Он говорит, что Церковь состоит из многих людей, как человеческое тело состоит из многих клеток. И те клетки также организованы. Мы не являемся кучей песка, ведь имеем голову, туловище, руки, ноги, уши, глаза, нос, сердце, – имеем организованные клетки. Церковь, как человеческое тело, есть живой упорядоченный организм, в котором каждая часть имеет какую-то свою функцию. Для нормальной жизни, роста и развития целостности необходимо, чтобы каждая часть функционировала. Важнейшей частью тела является голова: она руководит всем телом, его работой. Святой Павел говорит, что главой Церкви есть Иисус Христос. Он задает нам направление, делает нас единым телом и через Святого Духа дарует нам жизнь. В момент крещения мы облачаемся в Иисуса Христа, становимся живой частью Его тела. Относительно этого приходят на ум слова св. Павла, что ни одна часть не существует сама для себя. Каждый член тела работает для организма.

Второй раздел Догматической конституции о Церкви “Свет народам” называется “О народе Божьем”. Мы все: епископы, священники, монахи и миряне, — творим Божий народ. Иногда проповедники или журналисты, описывая какое-то событие, указывают: в определенном мероприятии приняли участие епископы, священники и Божий люд, или епископы, священники и верные. Но епископы и священники – это также Божий люд, — это также верные.

Рассматривая второй раздел Догматической конституции о Церкви, который построен на историческом образе, следует заглянуть в Святое Писание. В начале Святого Писания речь идет о наших прародственниках. Они, к сожалению, согрешили, оставив о себе плохое воспоминание. Однако милостивый Господь Бог пообещал, что пришлет того, кто все исправит. История Ветхого Завета развивалась постепенно, и в определенный момент Господь избрал один кочевой народ (по неизвестной для нас причине), который был не самым мудрым, не лучше других организованным, не более ученым, – сосредоточил на нем свое внимание и вел его вплоть до того момента, когда в нем родился Иисус Христос, Мессия, Спаситель.

Важнейшая задача того народа заключалась в том, чтобы из поколения в поколение передавать веру в обетование Божье о пришествии Спасителя. С Его приходом многое изменилось. К народу, Божьему люду, проводником которого является Иисус Христос, принадлежит уже не только этническая, ограничена группа людей, а все народы, все люди, которые живут на земле, каждый, кто окрестился, в независимости от происхождения, культуры, языка. Важнейшая черта Божьего народа – быть воплощенным в Иисуса Христа, быть окрещенным.
Иисус Христос пришел на землю, воплотился: принял человеческую природу, стал человеком, но, в отличие от нас, Он не имеет греха. Иисус Христос является также Богом. И этот Богочеловек является Пророком, Священником и Царем. В Ветхом Завете все было разделено: были пророки – Моисей, Исаия, Даниил и другие, священники – Мелхиседек, Аарон и цари – Давид, Соломон и так далее. Эти все качества, задания теперь объединены в Иисусе Христе: Он является Пророком, Священником, Царем.

Мы иногда ошибочно думаем, что пророк — это тот, кто предвидет будущее. В действительности пророк — это тот, кто говорит от имени Бога о Боге. И это существенно. Священник – это тот, кто приносит жертву. Иисус Христос сам себя принес в жертву, следовательно, Он является Священником, Архиерей. Иисус Христос есть также Царь. Он пришел на землю и сказал: “Покайтесь, потому что Царство Божье близко”. Когда говорим о Божьем Царстве, не имеем в виду какую-то территорию, часть света, войско, богатство и т.п. В этом случае Царь – это тот, кто ведет нас к Богу.

Мы принадлежим Иисусу Христу, Он дает нам возможность распространять Божье Царство, начиная с самих себя.

Теперь скажу очень важную мысль: Иисус Христос, создав новый Божий народ, к которому может принадлежать каждый, передает этому люду, Церкви, свое служение: пророческое, священническое и царское. Следовательно, каждый член Божьего люда является пророком, священником, царем.

(Продолжение следует.) 

Перевод с украинского