Категория: Христианство и другие религии
Просмотров: 14867
Вайшнавизм

В своей жизни мне довелось искренне и глубоко практиковать вайшнавизм[1] — пройти путь от обычного бхакты-прихожанина[2] до брахмачари[3], а позднее и до брахмана[4], главы вайшнавской миссии в Одессе. В 2000 году Господь призвал меня оставить вайшнавизм и стать учеником Иисуса Христа, кому я следую и поныне. Имея за своими плечами опыт христианской жизни, по времени сопоставимый с опытом вайшнавским, я хочу представить читателю десятку самых существенных причин, почему я не вайшнав и им уже никогда не буду.

Причина 1. Я не вайшнав потому, что так хочет Бог. В свое время мой Господь четко и недвусмысленно явил мне свою волю, в соответствии с которой я должен был отвергнуть вайшнавизм и принять прибежище у стоп божественного Иисуса Христа. Выполнить желание Бога — самое важное в духовной жизни человека по учению любой монотеистической религии, поэтому я надеюсь этот мой мотив понятен даже тем, кто его не разделяет.

Причина 2. Я не вайшнав потому, что моим духовным учителем является Иисус Христос. Однажды последовав Его милостивому призыву, я принял Христа как Альфу и Омегу, как все и вся в своей жизни и, насколько было в моих силах, следовал Его наставлениям и руководству. Бог мне открыл, что другого способа прийти к Нему не существует, что только Иисус является истинным и единственным Спасителем человечества, и воля Бога Всевышнего в том, чтобы все люди всех национальностей, философий и религий приняли Иисуса Христа как своего Учителя и во всем следовали только Ему. Бог мне также показал исключительность пути Христа: нельзя разделять служение Ему со следованием другим религиям, ибо Господь это не приемлет. Быть учеником Иисуса Христа — значит быть учеником только Иисуса Христа. Наличие других гуру[5] в вашем сердце будет означать отказ от Иисуса. Христу нужно быть преданным на сто процентов.

Причина 3. Я не вайшнав потому, что в вайшнавизме я не встретил Бога. Да, я чувствовал некую связь с «высшим», я испытывал определенные переживания во время повторения Харе Кришна мантры[6] и особенно мантры гайятри[7]. Были периоды, когда я испытывал эмоции близкие к экстазу, были моменты, когда мне казалось, что я близок к Богу. Но за все время я так и не встретился с Ним. Мое служение походило на некое заочное общение, общение посредством телеграфа. Я отправлял Богу телеграммы, и получал телеграммы в ответ. Живой встречи со Всевышним в вайшнавизме так и не состоялось, я так и не познакомился с Богом, хотя все шастры[8] пестрели описаниями о деяниях Кришны и его общении с преданными.

Вайшнавы считают, что так как Личность Бога раскрыта в вайшнавских писаниях, она не раскрыта ни в одной религии, что только вайшнавизм дает наиболее полное представление о Всевышнем, Его мире, Его деяниях. На практике же, все ведические повествования остаются картинками, навязанными извне, сам же человек остается вне встречи с Богом, как бы он себе таковую ни воображал.

В вайшнавизме я воображал Бога, в христианстве я встретился с Ним.

Причина 4. Я не вайшнав потому, что в вайшнавизме не раскрывается любовь Бога к человеку. В учении вайшнавов очень глубоко разработана тема любви человека к Богу, нашей преданности Ему, жертвенности, верности. Есть также учение о сострадании Бога к человеку, сочувствии, милосердии. Но нет ни слова в шастрах о Его к нам любви. Даже столь любимая вайшнавами фраза «Бог есть любовь» позаимствована на самом деле из Библии, в то время как шастры говорят о равном отношении Кришны ко всем живым существам, отношении равнодушно-благосклонном, но не исполненном любви. В христианском же богословии тема любви Бога к падшему человечеству — сильной, пламенной отцовской любви — является одной из центральных. С этого, собственно, и начинается христианское благовестие, все остальные концепции уже вторичны. И дело тут даже не просто в учении о любви Бога, но в переживании ее, живом непосредственном ощущении. Говорить о любви, рассуждать о ней, воспевать ее и «поклоняться на расстоянии» можно много и долго, но гораздо важнее пребывать в ней. В христианстве я это нашел, а в вайшнавизме — нет.

Причина 5. Я не вайшнав потому, что в вайшнавизме не раскрывается любовь человека к человеку. Опять же — это логично, ведь если Кришна не любит человека, почему я должен любить? Сострадание и помощь ближнему вайшнавские шастры поощряют, правда, не советуют увлекаться материальной помощью, ибо это запутывает помогающего в сетях «хорошей кармы[9]», которую также потом придется «отрабатывать». Сердечная привязанность к другим людям прямо порицается под страхом того, что в своей будущей жизни вновь доведется рождаться в человеческом теле вместо того, чтобы уйти к Кришне в духовный мир. Мужьям не желательно сильно любить своих жен, детям — родителей, родителям — детей, потому что по вайшнавскому учению эта привязанность может лишить вас встречи с Богом в посмертии.

Неудивительно, что на практике такое учение делает людей равнодушными, жестокосердными, непривязанными к ближним, чему следствие — частые разводы, семейные ссоры, уходы детей из дому и из религии вообще и просто даже прямые грехи против ближних (ложь, воровство, оскорбления, прелюбодеяния и т.д.). Подобные грехи встречаются и в среде христиан, но здесь есть существенное отличие: если христианин является практикующим верующим, т.е. регулярно участвует в богослужениях и пребывает в церковном общении, тяжелые грехи у него либо вообще не случаются, либо случаются крайне редко; христианин признает нелюбовь к ближнему грехом, тогда как вайшнавы в этом греха вообще не усматривают.

Причина 6. Я не вайшнав потому, что не хочу быть обманутым своим гуру. В вайшнавизме духовному учителю приписываются качества Самого Бога, к гуру взывают как к спасителю, ему молятся, доедают за ним пищу и как величайшую святыню почитают чаранамриту — воду, которой ему помыли ноги. Эту воду вайшнавы пьют и поклоняются ей.

Безусловно, духовный человек нуждается в наставниках, и нередко наставники играют ключевую роль в нашем спасении. Однако Бог постоянно напоминает нам о бренности и ограниченности человека, о том, что нет человека, свободного от недостатков и несовершенств и никто не является совершенным наставником, кроме единственного Богочеловека Иисуса Христа. Только Иисус из всех людей ни разу не согрешил — не потому что был трансцендентным, но потому, что не нарушил ни одной заповеди Господней — не солгал, не обманул, не ошибся. Все остальные люди, в том числе даже великие святые, оставались несовершенными ограниченными созданиями, не свободными от греха. А поэтому никто из людей не заслуживает нашей абсолютной преданности и обожания, никому нельзя целиком и полностью, слепо доверяться. Святые не являются для нас источниками Света, но только зеркалами, отражающими Свет Всевышнего.

Вайшнавы же обожествляют обыкновенных грешных людей, которые нередко не брезгуют махинациями, нарушением человеческих и божьих законов — обманом, ложью, исповедуют двойные стандарты — милостивы к богатым и требовательны к рядовым последователям. На личных банковских счетах многих вайшнавских гуру — миллионы долларов. Но даже если вайшнавский учитель и ведет строгую подвижническую жизнь, он все равно, как и все люди, не застрахован от ошибок, и обожествлять такого человека нельзя. Ошибившись сам, он и вас погубит. В христианстве же роль наставника не абсолютизируется, и все сознают, что в мире есть только один полностью совершенный человек — Бог воплотившийся, Иисус Христос.

Причина 7. Я не вайшнав потому, что не хочу быть обманутым своим Господом. Кришна воспевается в вайшнавской поэзии как вор, обманщик, даже развратник (лампатах[10]). В Ведах[11] он предписывает один путь спасения, в Упанишадах[12] другой, в Пуранах[13] третий, да и то во всех Пуранах по-разному. Причем многие из им самим же предписанных духовных практик он не стесняется потом называть ложными, а людей им следующих — тупицами (муддха). Таким образом, львиная доля ведической литературы самим же автором признается вводящей в заблуждение и приводящей к погибели (самсаре[14]). Но ведь солгавший в одном, вполне может обмануть и в другом, куда более важном. Доверять обманщику на сто процентов уже нельзя никогда. Кришна — мастер обмана и иллюзий, в то время как Христос никого никогда не обманывал. Христу я могу довериться, Кришне — нет.

Причина 8. Я не вайшнав потому, что не хочу обмануться в религии. Христианство исторично и реалистично, библейские книги, и в особенности Новый Завет, дошли до нас во множестве древних рукописей,  тогда как многое, почитаемое вайшнавами за древние шастры, было написано совсем недавно, потому-то и другие школы индуизма об этой литературе и не ведают, иначе все давно уже были бы вайшнавами. Так, вайшнавская традиция учит о том, что Веды, Упанишады, Пураны и Махабхарата были записаны Вьясой 5000 лет назад, а потому-де заслуживают большего почтения, нежели Библия в силу большей древности. Соответственно, вайшнавское учение объявляется «старшим братом» библейского. При этом никого из последователей вайшнавизма почему-то не настораживает тот факт, что все четыре вайшнавские сампрадаи[15] имеют своими основателями средневековых учителей: основатель Рудра-сампрадаи Вишнусвами жил в XIII веке, основатель Шри-сампрадаи Рамануджа — в XI-XII веках, Кумара-сампрадаи Нимбарка — в XI веке, а основатель Брахма-сампрадаи Мадхва — в XII-XIII веках. Никто из них не жил 5000 лет назад, соответственно отсчитывать историю вайшнавизма как самостоятельного доктринального течения в индуизме можно только со средневековья. Каким же было вайшнавское учение до этих ачарьев[16]? Достоверных данных ничтожно мало. Скорее всего, поклонение Вишну было лишь частью системы почитания всех индийских богов, многобожия. А в этом случае говорить о сугубой древности вайшнавской трактовки шастр можно только в сослагательном наклонении. 

Да и с датировкой самих шастр ситуация ничуть не лучше. Любой современный ученый-индолог скажет, что Бхагавад-гита в известной нам сегодня версии сложилась не ранее I века до н.э., а ключевое гаудия-вайшнавское писание Бхагавата Пурана датируется VIII-IX вв. нашей эры. Даже такой авторитетный вайшнавский учитель как Бхактивинода Тхакур соглашался в этом вопросе с современными учеными. Проведя собственное исследование, он датировал Бхагавата Пурану X веком нашей эры, а Махабхарату не считал произведением одного автора, но многовековой компиляцией, завершенной к началу нашей эры, к созданию которой приложили руку самые разные писатели и поэты. Последующие за Бхактивинодой проповедники обо всем этом тактично умолчали, выдавая вайшнавские писания за самые древние и авторитетные священные книги мира.

Кроме того, многие ученые сходятся еще и на том, что сам по себе образ Кришны — собирательный, что в историях о нем слились воедино сказки и мифы разных времен и народов, причем героями этих мифов были на самом деле разные личности, как исторические, так и неисторические. К Средним векам образ Кришны принял уже более четкую форму, с которой, собственно, вайшнавы сегодня и знакомы. Можно ли в него безоговорочно верить? Я верил. Но теперь уже не верю. И поражаюсь своей былой слепоте и доверчивости.

Причина 9. Я не вайшнав потому, что в вайшнавизме нет Церкви. В Церкви хранятся и живут все духовные богатства, которые были когда-либо переданы человечеству Богом. В Церкви присутствует Божественная Любовь в столь великой мере, что покрывает все наши пороки и несовершенства. Приобщаясь к Церкви, мы становимся частью Тела трансцендентного Бога, и нет на земле большего блаженства, чем переживание такого единения с любимым Господом. Таким образом, царство Божие, Его духовный мир, реализуется уже здесь, на земле, и человек — всегда слабый и несовершенный человек — приглашается и приобщается к божественной жизни уже здесь и сейчас. Церковь являет на земле Бога, будучи в некотором смысле Его всегда пребывающей с нами аватарой[17]. Тот, кто однажды вкусил нектар сопричастия Церкви, не променяет его ни на что другое. Я был найден Церковью, спасен и очищен. Здесь я вижу Христа.

Причина 10. Я не вайшнав потому, что в вайшнавизме нет Христа. В данном случае я имею ввиду не только личную привязанность к Нему как к моему Учителю. Безусловно, такая привязанность и личные отношения дорогого стоят. Но и в вайшнавизме люди часто преданны и послушны своим учителям. Здесь же я хочу сказать о Христе, как о милостивом и любящем Боге, который пришел на землю 2000 лет назад и поныне пребывает с нами.

Все христианство зиждется на непосредственном общении с Богом-Христом, как Он сказал «се, Я с вами во все дни до скончания века». Христианство начинается со встречи со Христом и никогда уже не заканчивается. То, чем вайшнавизм обещает закончиться — встреча с Богом, в христианстве является всего лишь первым шагом, поскольку Сам Бог уже пришел к нам, спустился с небес и стал человеком, освободил нас из рабства греху и назвал Своими друзьями. Поэтому христиане не ищут Бога — Он найден с самого начала, но служат Ему, уже здесь и сейчас развивают личные с Ним отношения. Наша парадигма — не поиск, наша парадигма — исправление себя в соответствие с идеалами Иисуса. И, конечно, позитивное преданное служение Ему, вдохновленное Его присутствием, помощью и любовью. Наше служение — ответ на любовь Бога, а вовсе не попытка таковую призвать.

Бог любит нас, и нигде и ни в ком любовь Господа ни проявляется так полно, как в Иисусе Христе — Его ипостаси, сделавшейся воспринимаемой человеческими чувствами.

В вайшнавизме же, несмотря на все заверения о «принятии Христа», о признании Его мировым гуру, Самого Иисуса не было и нет. Где нет Христа, там нет Бога. Именно поэтому я не вайшнав.

Михаил Шелудько



[1] Вайшнавизм — течение в индуизме, почитающее верховным богом Вишну или Кришну.

[2] Бхакта — то же, что верный; почитатель и поклонник того или иного божества.

[3] Брахмачари — кришнаитский монах.

[4] Брахман — индуистский священнослужитель, уполномоченный проповедовать, совершать жертвоприношения и служить в храмах.

[5] Гуру — духовный учитель.

[6] Харе Кришна мантра — основная молитва вайшнавов, состоящая из имен Кришны. Ее поют, повторяют на четках, на нее медитируют.

[7] Мантра гайятри — особенная молитва, которую повторяют только мужчины-брахманы.

[8] Шастры — санскритское название священных писаний.

[9] Карма — последствия деятельности человека, определяющие его судьбу.

[10] Термин встречается у Кришны Чайтаньи в Шикшаштаке.

[11] Веды — наиболее древние писания индуизма, содержащие предписания поклонения различным богам, а также заклинания, магические ритуалы и славословия.

[12] Упанишады — более поздние по сравнению с Ведами произведения. В них содержатся размышления о природе высшей Истины, о духовном мире и человеческой душе.

[13] Пураны — самые поздние по времени написания индуистские тексты, представляющие собой эпические истории из жизни различных мудрецов, святых, богов. Также Пураны содержат наставления касательно поклонения богам и философские поучения. Вайшнавы признают правильными только три Пураны из 18-ти.

[14] Самсара — круговорот повторяющихся рождений и смертей, в который, по учению вайшнавов, ввергаются непреданные Богу души.

[15] Сампрадая — цепь преемственности, по которой от учителя к ученику передаются духовные знания и мантры.

[16] Ачарья — букв. тот, кто учит собственным примером; авторитетный наставник в вайшнавизме.

[17]  Аватара — нисшествие Всевышнего на землю и воплощение в земном образе.