Печать
Рубрика: Статьи
Просмотров: 4645

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Директор института св. ФомыДиректор доминиканского Института религиозных наук им. св. Фомы Аквинского в Киеве о. Войцех Сурувка рассказывает, каким он видит богословский институт сегодня и в будущем.

 

— Отче, какую роль, по вашему мнению, играет Институт?

— Очень важную! (Смеется) Этот год в Институте был для меня важным, потому что был первым годом моего директорства. Сначала мне нужно было оценить, что представляет собой Институт и каково его место — не только в Киеве, но также в Украине в целом, в обществе и в Католической Церкви. Я пришел к выводу, что его роль является значительной. Институт представляет собой площадку для встреч людей разных вероисповеданий, разных культурных и интеллектуальных традиций. Важнейшее направление его работы — давать образование в рамках католического богословия. Хотя полное название Института включает слова «религиозных наук», однако мы здесь даем широкое образование, просто в иных рамках, для расширения кругозора. Есть занятия по гуманитарным наукам и т.д., и прежде всего я хочу, чтобы образование, которое мы предоставляем, развивалась именно в направлении католического, западного богословия. Это то, что мы можем дать здешним людям, такова наша роль и призвание. Таким образом формируется определенная «здоровая конкуренция», поскольку повышается уровень богословия, которое мы можем представить.

А кроме этого главного направления деятельности Института, он является еще и научно-формационным центром. Мы предоставляем нашей Церкви — прежде всего поместной Церкви Киево-Житомирской епархии — людей, подготовленных в сферах катехизации, семейных консультаций, евангелизации.

— Как это все здесь «помещается»?

— Есть две формы обучения — дневная и заочная (катехеты и семейные консультанты). Заочники приезжают в дом на Якира, 13, раз в месяц, по два дня. Занятия ведут как наши преподаватели, так и приглашенные: как киевские, так и более отдаленные. Прежде всего преподавателями являются сами братья-доминиканцы, которые живут в этом доме. Также приезжают преподаватели семинарий и университетов: например, Киево-Могилянской Академии, университета Шевченко, приезжают львовяне с УКУ.

Поэтому первое направление нашей работы — богословское образование, второе — помощь поместной Церкви через заочное образование, а третье — это площадка встреч для людей разных вероисповеданий и культурных предпочтений.

— Например, эти знаменитые экуменические встречи с бельгийскими бенедиктинцами?

— Успенские чтения, на которые приезжают монахи из Шеветоня, это наш проект, осуществляемый совместно с Центром св.Климента, а еще собственно Климентовские чтения, в которых мы участвуем (они проходят в декабре). Проходят презентации книг — как тех, что мы издаем, так и не только. Например, недавняя презентация книги «У истоков мышления и бытия» А.Баумейстера, который является нашим преподавателем и преподавателем в университете «Киево-Могилянская Академия»: издание философа о современной философии. «Компендиум теологии» св.Томы Аквинского — первый перевод св. Фомы на украинский язык. Из относительно недавних могу еще вспомнить презентацию книги о.Юрия Аввакумова «Истоки униатского богословия». В этом направлении мы тоже планируем развиваться. В нашем Институте была встреча Богословского клуба Максима Исповедника. Встречались молодые богословы, которые имели возможность представить каждый свою конфессию. А до этого здесь гостили 15 студентов из Мюнстера, Германия — участники семинара на тему «Церковь в современном обществе». Семинар проходил на английском языке (кто его не знает, обязательно запишитесь на курсы английского, для современного богослова это критически важно — ред.), каждый участник готовил свой реферат.

— Что Вы как доминиканец можете сказать о развитии современного богословия?

— Для развития богословия вообще очень важно думать не о самом по себе «развитии», а о том, на каких основах оно происходит. Ведь если, скажем, II Ватиканский Собор несколько изменил теологию, то это потому, что Отцы Собора стремились вернуться к истокам самого богословия: Библии, отцам Церкви, Фоме Аквинскому, конечно. К этому нужно возвращаться, если речь идет о реальном развитии теологии. С одной стороны, нужно смотреть на знаки времени — видеть, как меняется общество, — но, с другой стороны, нужно постоянно возвращаться ad fontes, к источникам, не терять их из виду. И, по-моему, одна из задач Института — предоставить людям доступ к этим источникам, создать хорошую научную библиотеку, где все желающие смогли бы найти и прочитать все, что нужно.

— Почему «создать»? Она давно есть!

— Да, библиотека Института существует давно, и она довольно интересная, однако, на мой взгляд, нам еще не хватает западных Отцов Церкви. В нашей библиотеке много, скажем, Максима Исповедника, а мы Институт католического богословия! У нас есть не только то, что доступно на русском языке: есть украинский, английский, французский, испанский, итальянский ... Но нужно больше Августина, Фомы, схоластиков — вот направление для нашей дальнейшей работы.

— Возможно, это задача для одного из выпускников. А куда они вообще идут после завершения обучения?

— Наш диплом еще не признан государством. То есть все, кто учится в Институте, делают это для собственного развития. После выпуска они могут заниматься всем, к чему призваны миряне в Церкви. Кроме того, мы хотим расширить свои предложения для Церкви: вероятно, через год будем открывать новые заочные курсы. Не только для катехизаторов и семейных консультантов, но также для христианских журналистов и курсы социальной доктрины Церкви. Я уверен, что именно эти два направления позволят тем, кто получил именно богословское образование, увидеть, как можно на практике применить полученные знания конкретных проблем общества, в котором мы живем. Потому что христианство призвано изменить мир вокруг нас.

 

Интересную мысль высказал проф.Томас Бремер из Мюнстера о том, как сегодня заниматься богословием. Он замыслил сделать курс «Богословие в газете» — еженедельно брать какую-то тему, обсуждаемую в СМИ, и рассматривать ее с теологической точки зрения. Как по мне, для наших студентов это должно быть очень интересно: показать, что богословие не оторвано от современной жизни. Что все, о чем мы читаем у св.Августина, Фомы и других богословов, — служит созданию лучшего мира.

— Кого Институт уже выпустил и кого ожидает?

— В 2012 году десять человек завершили обучение и четверо защитили магистерские работы. Нас немного, но это соль земли. Деятельность нынешних богословских учебных заведений — нашего, или Института в Городке, или во Львове — по моему мнению, нацелена на молодых людей в возрасте от 20 до 40 лет, которые уже имеют образование (или его приобретают). Для них наше образование является расширением и углублением их знаний и мировоззрения. Мы бы хотели обращаться к зрелым христиан, которые берут на себя ответственность за окружающий мир и общество, в котором живем. Потому что мы убеждены, что Церковь должна обращаться не только к «бабушкам в костелах» или детям на катехизации, но и к политикам и бизнесменам.

 

Справка

Институт религиозных наук св. Фомы Аквинского в Киеве — это римо-католическое высшее богословское учебное заведение, был основан в 1992 г. Орденом Проповедников (доминиканцев). В Институте могут учиться не только те, кто уже нашел свое место в Церкви, но и те, кто ищет Бога и хочет открыть богатство христианского наследия.
 
Институт способствует более глубокому взаимопониманию между представителями разных христианских конфессий, пропагандирует диалог между верой и разумом, между Церковью и современным миром.
 
Программа пятилетнего обучения (вечерняя форма) включает изучение предметов по философии, богословию, духовности и истории Церкви, которые преподаются согласно католической традиции.
Выпускники Института получают диплом магистра религиозных наук, выданный Папским университетом св. Фомы Аквинского ​​Angelicum в Риме.

 

Перевод с украинского. Источник: Credo. Фото Виктории Семеновой