Печать
Рубрика: Статьи
Просмотров: 8851

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Размышления известного греко-католического публициста и общественного деятеля Мирослава Мариновича на тему экуменизма в свете российско-грузинского конфликта.

Реалистическое дело

Мирослав МариновичКак известно, начало 2008 календарного года для Украинского католического университета ознаменовалось чрезвычайным событием. Обращаясь 1 февраля в Ватикане к епископам Украинской грекокатолической церкви, папа Бенедикт XVI сказал: «Прежде всего нужно совершать экуменизм любви, который прямо происходит из заповеди, оставленной Иисусом своим ученикам. Любовь, сопровождаемая последовательными делами, творит доверие, помогает открывать сердца и глаза. Диалог милосердия по своей природе поддерживает и освещает диалог правды. Ведь окончательная встреча, к которой нас ведет Христос, совершается в полной правде. Не вызывает никакого сомнения, что чрезвычайно ценную поддержку экуменической работе может предоставить Украинский католический университет».

Конец лета принес военные грозы на Кавказе и большое смятение в сердцах. Казалось бы, провозгласив новое «собирание земель», Россия вернула мир на тридцать лет назад, в атмосферу холодной войны и раненых гордынь. Разумеется, что заморожены будут различные формы сотрудничества Запада с Россией. Творцы новейшей холодной войны будут пытаться снова превратить понятие диалога в утопическую игрушку для идеалистов, которую вроде придется теперь отложить надолго.

Так реалистичны ли на этом фоне упомянутые папой категории «экуменизма любви», «диалога милосердия» или «диалога правды»?

Что ж, действительно, Московский патриархат полностью поддержал военные и политические шаги руководства России. В частности, заместитель отдела внешних сношений Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин на телеканале «Союз» заявил: «Никакие разговоры об общечеловеческих ценностях, о том, что мы можем обняться и расцеловаться со всеми народами мира, разоружившись перед ними, не имеют ничего общего с реальной политикой».

Конечно, хочется верить, что руководство этой Украинской православной церкви не подхватит автоматически стандартный лозунг Третьего Рима: «Все зло от Запада». Ведь духовное единство с церковью Москвы не должно автоматически предусматривать прогибания перед российскими имперскими интересами. Тем не менее не к отвоеванию ли утраченных позиций призывали в Москве на собраниях Православного братства некоторые иерархи УПЦ?

Однако я убежден, что мир не так легко сбить с испытанного курса на диалог. Его успехи бесспорны, а острая реакция России вызвана лишь тем, что этот диалог все чаще происходит не по московскому сценарию. Эта закономерность наблюдается и в межцерковных отношениях. На недавней экуменической встрече в Равенне православный мир голосовал по отдельным вопросам вместе с западными Церквами, оставляя Русскую православную церковь в гордом одиночестве.

Главная проблема России в том, что игнорирование миром ее имперских амбиций она воспринимает как игнорирование ее национальных интересов. Зато современный экуменизм, объединяющий многих христиан мира, в котором активно участвуют экуменисты Украинского католического университета, учитывает ошибки прошлого и не спешит строить христианский «мир» на подавлении чьих-либо национальных или религиозных интересов. Шаг за шагом христианский мир отходит от моделей послевоенной Ялты, делившей планету на незыблемые сферы влияния. Мы стремимся создать мир, который ценит разнообразие духовных традиций и проторяет путь к их взаимообогащению. В частности, о «единстве во множественности» давно уже говорят папы римские.

Именно на этом пути и лежат национально-религиозные интересы Украины, которая не намерена строить Рим четвертый. Образ именно такого мира, где все христианские традиции найдут уважение и свободное пространство для развития, и объединил христиан УКУ с их партнерами из Украинской православной церкви в Украинском христианском академическом товариществе имени св. Климента-папы.

Такой образ мира-в-диалоге обсуждался в августе этого года и в Международном и межрелигиозном летнем лагере «Ковчег» в Уновском монастыре. Лагерь был организован в сотрудничестве Федерации польских организаций в Украине, Всеукраинского центра изучения Холокоста «Ткума» («Возрождение») и Украинского католического университета при благоприятствовании Генерального консульства Республики Польша во Львове, Американского еврейского распределительного комитета «Джойнт» в Днепропетровске и Киеве и Львовского областного еврейского благотворительного фонда «Хесед-Арье».

Такое согласие, примеров которого в жизни УКУ и многих других учреждений и организаций Украины немало, является предпосылкой того, что наше государство уже не свернет с избранного пути и не позволит втянуть себя в холодную войну чужих амбиций.

Величие и слава России действительно существуют, но ее руководство ищет их в ошибочном направлении. На пути пренебрежения, ненависти и гордыни этого величия и славы не найти уже ни одному государству мира. Поэтому можно спокойно утверждать: придерживайтесь извечного пути любви, милосердия и правды и верьте, что именно они станут краеугольным камнем, который завершит создание справедливого мира.

 


Источник: «Зеркало недели» № 34 (713) 13 — 19 сентября 2008