К единству в ЦерквиСтатья, написанная в 1956 году российскими православными католиками представляет собой изложение взглядов на роль и миссию восточных католиков по отношению к отделенным православным братьям.

 

По мнению автора статьи, русские святые, вследствие многовекового печального стечения исторических обстоятельств, в большинстве случаев не знали католического вероучения; подчас могло казаться, что иные из них осуждают Католическую Церковь, но на деле они осуждали лишь чудовищно извращенные представления о "латинских ересях", наполнявшие антикатолические полемические сочинения; такие ложные представления о католичестве и сами папы всегда отвергали.

Русский православный, признающий главенство Папы Римского


Верует...
Нисколько не отказывается...
Руководится в своих убеждениях...
Отрицательно относится к...
Глубоко убежден в том...
Принимает участие в жизни всей вселенской Церкви...
Считает своим долгом...


Верует...

1) Во все древние православные догматы, то есть во все учения, выясненные и определенные на семи первых вселенских Соборах и ставшие, благодаря признанию со стороны Папы, догматами всей вселенской Церкви. Таковы, например, догмат Богоматеринства Пресвятой Девы; догмат двух естеств в одном Лице воплощенного Сына Божия; догмат существенно вселенского свойства истинной Церкви Христовой Этот последний догмат в Символе веры, принятом на втором вселенском соборе, выражен по гречески словом " католикэн ". Выражение :" верую... в соборную Церковь ", по признанию даже таких враждебных Риму богословов, как Н. Малиновский (Прав. Догм. Богословие, 1909, Т. III, стр. 513), неверно передает смысл слова " католикэн ", которое обозначает : " вселенскую ", по всему миру распространяющуюся. (Деяния Всел. Соборов, Казань, 1909, стр. 94).

2) В догматы, определенные Вселенскою Церковью в последующие затем эпохи : истины, в них выраженные, заключаются дословно или равнозначно, в православных богослужебных книгах, в древней иконописи, и в учении Отцов Церкви. Они нисколько не противоречат ранее определенным догматам, как видно, например, из того, что провозглашенный на II всел. Соборе догмат об исхождении Духа Святого " от Отца " был пояснен на VII вселенском Соборе дополнительной формулой " через Сына ", тождественной по смыслу с принятой на некоторых древних западных православных соборах формулой " и Сына ".

3) В непоколебимость и неизменность Христовой Церкви. По его убеждению. Церковь из постепенно раскрывавшей и определявшей догматы, из собиравшейся от времени до времени на вселенские соборы, из существенно канонически развивавшейся, какою она была в первые века, не может стать догматически нераскрывающей и канонически неразвивающейся. Такой коренной перелом в самой сущности Христовой Церкви глубоко претит духу верности Христовым установлениям и противоречит учению Отцов Церкви о постоянстве живого соборного Тела Христова.

Нисколько не отказывается...

1) От православных таинств : в католичестве его не перекрещивают, не совершают над ним нового миропомазания; его законный церковный брак считают святым, нерасторжимым; если он священник, над ним не повторяют рукоположения. Он продолжает исповедываться и причащаться, хотя, во избежание пагубного и соблазняющего равнодушия в вопросе об истинной вере и истинной Церкви, он может пользоваться таинствами только при участии священников явно принадлежащих к Вселенской Церкви, за исключением особых случаев (напр., когда находится при смерти, и нет священника Римской юрисдикции).

2) От духовного общения с православными святыми всех времен, почитаемыми за их подвиги смирения, кротости, тихости и любви к врагам : ведь эти подвижники духовно питались общими у католиков и восточных православных догматами, таинствами, богослужением, творениями Святых Отцов; иные из них, напр. святитель Димитрий Ростовский, много заимствовали даже у позднейших католических духовных писателей. Русские святые, вследствие многовекового печального стечения исторических обстоятельств, в большинстве случаев не знали католического вероучения; подчас могло казаться, что иные из них осуждают Католическую Церковь, но на деле они осуждали, и притом в силу фактически католических принципов, лишь чудовищно извращенные представления о " латинских ересях", наполнявшие антикатолические полемические сочинения; такие ложные представления о католичестве и сами папы всегда отвергали. Все действительно православные святые руководились послушанием, то есть как раз тем началом, на котором зиждется католическое учение о Церкви.

3) От разных видов православного русского подвижничества : старчества, странничества, затворничества, молчальничества, даже юродства, поскольку, конечно, оно не впадает в оскорбительные для Христовых заповедей уклоны и крайности.

4) От почитания родных святых икон; в послании " К народам России " папа Пий XII призывал всех русских свято хранить это почитание.

5) От греко-российского обряда, познание которого и любовь к которому Католическая Церковь всячески поощряет и повсюду распространяет : это ведь один из обрядов Вселенской Церкви.

6) От любви к родине; католическая мораль всегда призывала всех верующих жертвенно служить Отечеству и примерною жизнью возбуждать среди иностранцев уважение к ней.

7) От родной культуры : от всех этих ценностей и сокровищ православный, восстановивший в своем лице древнее вероисповедное и каноническое единение с вселенскою Церковью, вовсе не отказывается. Наоборот, в единении с ней, в этой полноте православия, он черпает в изобилии благодатный свет и духовные силы, чтобы лучше познать, осознать и полюбить "святую Русь".

Руководится в своих убеждениях...

1) Всем православным Преданием, во всей его совокупности, так как он сознает себя членом вселенской Церкви. Поэтому он не считает еретическими те древние западные православные Соборы (напр., Толедский 675 года), которые, как и современная Католическая Церковь, учили, что Дух Святой исходит от Отца и Сына, как от одного начала.

2) Уважением не только к восточным, но и ко всем другим Отцам и Учителям православно-вселенской Церкви, каковы, например, Иероним, Августин, Киприан, Иларий, Амвросий, Оптат, Фульгенций, Проспер, Пациан и др.; он принимает их учение о Пресвятой Троице. Он вполне разделяет убеждение всех Отцов Церкви, что Церковь должна быть " градом Божиим ", как выражался св. Августин, в своих чисто церковных, канонических, вопросах вполне независимой от гражданской государственной власти, хотя бы и христианской; что она, наконец, должна быть изнутри плотно объединенной.

3) Догматическими наставлениями и учением о Церкви всех вообще столпов Православия, не исключая тех, которые с особенной энергией и бесстрашием отстаивали и раскрывали учение о вероучительном главенстве папы Римского. Таковы Лев Вел., Григорий Вел., Максим Исповедник, Феодор Студит и др. Одним словом, он хочет быть вполне и до конца православным, а не только православным наполовину, в рамках одного лишь греческого предания.

Отрицательно относится к...

1) Оказавшемуся столь роковым для православия византийскому цезарепапизму, возглавлению поместной Церкви государством, порожденному старой дохристианской латинской идеей господства в религии светской власти, уклону усилившемуся на Руси при татарском иге и еще более при Петре Великом. Одновременно он знает, что может предпочитать монархию, особенно христианскую, всякой другой форме управления государством.

2) Неизбежным последствиям этого подчинения высшего низшему. Церкви государству, а именно :разложению Церкви на столько замкнутых в себе поместных Церквей, сколько есть государств с христианским населением; беспросветному засорению церковной жизни политикой и племенным самолюбием; ослаблению апостольской ревности об обращении в христианство язычников и атеистов; слабости необходимого для борьбы с безверием сверхнационального всецерковного духа соборности и иерархического единства.

3) Оскорбительному отношению к православным таинствам :осквернению таинства брака допущением разводов и вторичных браков при жизни первого супруга; нарушению священником тайны исповеди по предписанию государственной власти; неуважению к Св. Евхаристии, к Господу нашему Иисусу Христу, пребывающему в Свв. Дарах.

4) Необоснованным в чистом православном Предании богословским теориям, порожденным нездоровым духом церковного сепаратизма; таковы, напр., учение о том, что Пресв. Дева в первый период своей жизни была под властью первородного греха, безблагодатной, по достоинству гораздо ниже любого крещеного младенца, или отрицание очистительного состояния души после смерти.

5) Ложному пониманию католических учений и вселенских вероопределений, например, толкованию учительского главенства папы в смысле какого-то права уклоняться от истин Откровения или от благодатного общения с Церковью; или пониманию индульгенций в смысле прощения грехов и притом без покаяния; полемической клевете, будто, по католическому учению об исхождении Духа Святого, Сын что-то прибавляет к тому, что Дух имеет от Отца, будто папа руководится властолюбием, будто католическая Церковь безблагодатна, допускает принцип "цель оправдывает средства".

6) Засорению православного сознания западными лжеучениями, каковы, например, модернизм, протестантизм, спиритизм.

Глубоко убежден в том...

Что в вопросах веры и строения Церкви Св. Православие с воинствующим безбожием ничего общего не имеет и иметь не может. Из этого самоочевидного принципа он выводит прямое заключение, что стремление безбожников - всех стран, всех времен и всех видов до коммунизма включительно - разложить вселенскую Церковь на независимые от Римского епископа национальные Церкви или на секты и постоянное явное стремление большевиков воспрепятствовать какому бы то ни было признанию главенства папы со стороны всех христиан - не от Бога, не православно, антиправославно, пагубно для Православия. Он отвергает с негодованием тактику безбожного красного Кремля, направленную к тому, чтобы постепенно уничтожить все независимые от Рима православные Церкви и при том путем борьбы со всем тем, что они имеют общего скатоличеством (догматы, таинства, благочестие, богослужение и т.д.) и обострения, усиления старых недугов, которые эти Церкви унаследовали еще от Византии, каковы - враждебное отношение к главенству Папы Римского, подчинение иерархии государственным властям, устранение Церкви от решения социальных вопросов, национальная самозамкнутость поместных Церквей. Радикальное уничтожение большевиками Унии на Украине, в Прикарпатской Руси, в Румынии и Болгарии указывает на то, что Уния, при всех своих недостатках, есть все-таки частичное осуществление великого идеала - расцвета и укрепления исторического восточного православия на вселенских церковных началах; он это прекрасно понимает и скорбит о том, что столь много русских, отвергая не понятое ими отеческое главенство Папы, тем самым волей-неволей служат делу безверия. Ведь огромное здание мирового безверия построено главным образом из камней, бросаемых заблудшими христианами в папство и объединяемую им Вселенскую Церковь.

Принимает участие в жизни всей вселенской Церкви...

Он сознает себя равноправным членом Церкви. Он знает, что на нем, не менее чем на верующих других обрядов, покоится отеческая любовь общего Отца всех сынов Церкви Христовой. Поэтому он принимает участие во всемирных евхаристических съездах; молитвой и жертвенностью поддерживает апостольские подвиги миссионеров в Азии, Африке, Австралии, Океании; сотрудничает в католических социальных, школьных, издательских, благотворительных и других организациях. В особенности он старается развивать в себе и в других дух благодатной соборности и единодушия, согласно принципу св. Иоанна Златоустого: "Везде Бог устроил степени и разнообразие власти, чтобы всё пребывало в единодушии и великом согласии" (Творения, изд. СПБ Дух. Академии, том X, стр. 346).

Считает своим долгом...

1) Открыто опровергать все несправедливые и ложные сведения и суждения на счет отделенных православных христиан, каковы, например, что пресловутый Распутин был старцем иеромонахом, или что "очень многие" русские священники злоупотребляют спиртными напитками, и т.п.

2) Ознакомлять всех христиан с трагическими последствиями византийского уклонения от единства вселенской Церкви и с неизменной тактикой всех безбожников : ослаблять веру и христианство, отрывая возможно больше духовенства и верующих от вероисповедного и иерархического единения с Апостольским Римским Престолом.

3) Ознакомлять всех католиков (а когда надо, то и невоссоединенных православных) с духовными сокровищами восточного Православия, особенно, в подвижничестве, богослужении, иконописи и творениях русских святых.

4) Ознакомлять отделенных братьев наших с высоко благодатной жизнью и духовными сокровищами возглавляемой Папою вселенской Церкви, с житиями католических подвижников и чудотворцев и опровергать всякую клевету, возводимую на Церковь и папство, от кого бы эта клевета ни исходила.

5) Обогащать западную культуру положительными достижениями восточной, особенно русской, религиозной мысли.


 

Напечатано в «Россия и Вселенская церковь», 1956 г. 

Источник: Вселенство