Иисус есть МессияСо второй половины ХХ столетия в среде различых христианских Церквей наблюдается рост интереса к истории и религии еврейского народа, и делаются попытки их нового преосмысления. Встречный интерес к личности Иисуса пробуждается в среде еврейских философов, богословов, духовных наставников. В еврейской среде появляются общины, принявшие Иисуса как Господа, но ревностно оберегающие собственное еврейство.
 

Предлагаем вниманию читателей 2-ю лекцию, прочитанную отцом Питером Хоккеном в одесской Школе апостольства мирян им. Станислава Шульминского SAC в марте 2005 года.

Еврейское мессианское движение

о. Питер Хоккен

 

Сейчас мне хотелось бы рассказать о некоторых событиях, которые произошли после Второго Ватиканского собора. Во-первых, появилось еврейское мессианское движение. Мессианские евреи — это евреи, верующие в Иисуса Христа. Они верят в Иисуса Христа так, как во Христа веруют христиане: что Он Предвечный Божий Сын, что Бог вочеловечился во Христе, что Он — Спаситель и Господь. Но мессианские евреи продолжают верить и в то, что они евреи, что Господь желает, чтобы они оставались евреями, но такими евреями, которые веруют в Иисуса.

Мессианские евреи учат, что все ученики Иисуса были евреями, и когда они уверовали во Христа у них не было нужды переставать быть евреями. Почему же нам нужно отказаться от своего еврейства? — говорят они.

В течение первых трехсот лет истории Церкви произошла перемена в понимании этой проблемы. Первоначально Церковь состояла из евреев, потом начали обращаться язычники, неевреи. И когда неевреи стали доминирующей частью Церкви (это случилось приблизительно в IV веке), Церковь сказала, что новообращенные из евреев должны отказаться от своего еврейского происхождения и прекратить все еврейские практики. Говоря другими словами, они должны были смешаться с христианами из язычников, то есть неевреями.

И что же происходит сегодня? Этот процесс принимает обратное течение по сравнению с тем процессом, который произошел в истории Церкви в первые 300 лет. Это происходит потому, что Церковь сегодня учит, что Бог не отверг еврейский народ, а евреям, которые уверовали в Иисуса, не нужно прекращать быть евреями.

Мессианские евреи как раз и заняли такую позицию. Они уверовали в Иисуса Христа, но продолжают оставаться евреями. Они говорят так: мы продолжаем оставаться евреями и это вопрос социальной значимости, это не просто наше личное желание. И они образуют общины, или церкви, еврейские мессианские общины. Они могут продолжать быть евреями, евреями, верующими в Иисуса и вместе с тем сохранять еврейскую принадлежность. Например, встречать еврейские праздники, хранить субботу, и придерживаться других еврейских практик. Мессианское еврейское движение — движение роста еврейских мессианских общин.

Этот процесс наблюдается в некоторой степени в Израиле, в ранние годы существования государства Израиль. Но по-настоящему рост мессианских еврейских общин пришел из Соединенных Штатов Америки после 1967 г. На этот процесс оказало влияние так называемое «движение Иисуса». В конце 60-х гг. в США «движение Иисуса» являлось контркультурой студентов и молодых людей. Это было движение протеста, но движение людей, уверовавших во Христа. Они проповедовали Христа, хотя и не были связаны с какими-то большими церквями. Но многие молодые американские евреи пришли к вере во Христа именно через «движение Иисуса». И им люди говорили: «Вам надо стать частью Церкви». А они отвечали: «Зачем нам надо присоединяться к Церкви, если мы евреи? Мы хотим сформировать свои собственные мессианские синагоги». И это привело к новой динамике евреев, верующих во Христа.

«Движение Иисуса» было также харизматическим движением. Оно было связано с переживанием Святого Духа и даров Святого Духа, среди которых говорение на языках, пророчества и исцеления, а также с различными аспектами прославления Бога. Из-за этого мессианское еврейское движение было в подавляющем большинстве харизматическим. С этим, в значительной степени, связана его динамика и уровень роста.

С 1990 года движение это начало очень быстро расти в России, Украине, Молдове, Белоруссии. Самая крупная мессианская община в мире находится в Украине, в Киеве. Она насчитывает свыше тысячи человек. А она была основана всего лишь в 1994 году. А Еврейский мессианский библейский институт был основан в Одессе.

Существуют признаки того, что еврейское мессианское движение начинает распространяться в Латинской Америке, в частности в Аргентине, Бразилии и Мексике.

В Израиле движение росло и к 1990 году насчитывалось около 30 мессианских общин в Израиле. А за последние 15 лет благодаря массовой эмиграции из России и Украины число еврейских мессианских в Израиле возросло до сотни. И за последние 6-7 лет число членов этих общин в Израиле удвоилось. Множество мессианских еврейских общин в Израиле состоит из людей, говорящих по-русски и на иврите.

В Америке существует организация, носящая название «Евреи за Иисуса», чьи отделения распространены во многих странах мира. Есть они и в Украине.

Ошибочно считать, что мессианские евреи — это «Евреи за Иисуса». «Евреи за Иисуса» — это миссионерская организация, которая возникла около 30 лет тому назад с целью проповедовать Евангелие евреям. Она была начата евреями, обратившимися к Господу, и начавшими проповедовать Евангелие евреям. Но эта организация не начинала новых мессианских общин или синагог. В основном методы их евангелизации довольно агрессивные. И многим мессианским евреям это не нравится. Это одна из причин почему «Евреи за Иисуса» находятся в определенной оппозиции с другими мессианскими еврейскими общинами.

Ключевой вопрос с «Евреями за Иисуса» сводится к следующему: что делать с новообращенными? Цель «Евреев за Иисуса» привести евреев к вере в Иисуса в конкретной церкви. А точка зрения мессианского еврейского движения состоит в том, чтобы евреи, уверовавшие во Христа, имели отличительное еврейское свидетельство об Иисусе. Чтобы это было совместное свидетельство общины.

По мере того как мессианское еврейское движение возрастало, еврейские члены церквей приходили к пониманию важности своего еврейского наследия. Сегодня в Католической, Православной и протестантских Церквах множество евреев или людей, имеющих еврейские корни. Сотни лет назад тоже были такие люди. Но раньше церкви не приветствовали интерес евреев к своим еврейским корням и своему еврейскому прошлому. Сейчас ситуация изменилась.

В Католической Церкви существует Ассоциация евреев-католиков, которая была основана обратившимся евреем из Южной Африки. Впоследствии он стал кармелитским священником, эмигрировал в Израиль, жил на горе Кармель. Его имя отец Элаис Фридман. Есть еще один обращенный еврей, ставший кармелитским священником, и иммигрировавший в Израиль из Польши. Папа Иоанн Павел II знает его лично. Это отец Данииль Руфайзен.

Внимание к евреям, которые находятся в Католической Церкви, возросло благодаря еще одной яркой личности. Я имею ввиду кардинала Жан-Мари Люстиже. Еще три недели назад он был архиепископом Парижа (сегодня парижскую кафедру возглавляет уже другой человек). Его родители — польские евреи, иммигрировавшие во Францию перед Второй мировой войной. Его мать была арестована нацистами в Париже и погибла в газовой камере в Освенциме. Аарон — так звали его до крещения. Он обратился и крестился, когда ему было четырнадцать лет в начале Второй мировой войны. Сейчас он — несмотря на то, что он стал священником, архиепископом, кардиналом — всегда говорит: «Я — еврей»!. Он не говорит: «Я был евреем», но «Я — еврей»!

В 1995 г кардинал Люстиже посетил Израиль, хотя многие раввины протестовали против этого визита. Но интересно, что после этого визита, а точнее в последние пять- шесть лет началось совершенно новое развитие Жана-Мари Люстиже. Он был в нескольких случаях приглашен на встречи с лидерами главных еврейских международных организаций. Это совершенно новая ситуация, поскольку прежде его не приглашали. Таким образом, мы можем констатировать факт определенных перемен.

Еще одно событие произошло в Католической Церкви, которое тоже очень важно в отношениях с евреями: произошла канонизация Иды (Эдит) Штайн. Эта обращенная немецкая еврейка, которая родилась в Бреслау, впоследствии переименованным во Вроцлав. Ида была достаточно известным философом-феноменологом, одной из лучших учениц Гуссерля. После своего обращения она была стала монахиней, присоединившись к ордену сестер-кармелиток в Кельне и приняла имя Терезы Бенедикты от Креста.

Когда в Германии ситуация с евреями обострилась, настоятельница перевела ее в кармелитский монастырь в Голландии, где все епископы написали пастырские послания, осуждающие отношение нацистов к евреям. В ответ нацисты, разгневанные этим посланием, провели серию арестов всех еврейских католиков Германии, включая Иду Штайн. Она погибла в Освенциме в конце 1942, беатифицирована в 1997 и канонизирована в 1999 г Папой Иоанном Павлом II.

Во время канонизации Иды Штайн, он описал ее жизненный путь как путь дочери Израиля и дочери Церкви. Это знаменательно, так как это было похоже на то, что говорят мессианские евреи: «Мы евреи, но мы также часть Церкви». Ида считала себя еврейкой, но и частью Церкви. С того момента, когда Папа провозгласил ее одной из покровительниц Европы, в литургическом календаре появился день, который считается праздником Покровительницы Европы Иды Штайн.

Для Ассоциация евреев-католиков канонизация Иды Штайн имеет огромное значение: у них появилась своя покровительница. В Израиле существует несколько общин, которые говорят на иврите, и в 2003 Папа назначил им их собственного епископа — француза, рожденного в Алжире, аббата бенедиктинского монастыря в Израиле.

Все это знамения Святого Духа, действующего среди евреев.

Я уже упоминал о мессианских евреях, евреях-католиках, но есть много и православных евреев. Отец Александр Мень, убитый в Москве, был евреем. Это был экуменически открытый священник, выступавший против антисемитизма. Предположительно его убили антисемиты и антиэкуменисты.

Знаменательный факт: в Израиле в еврейских общинах есть тайные ученики Иисуса, в том числе среди раввинов. В какой-то мере это связано с возвращением евреев на свою землю. На протяжении истории евреи всегда составляли меньшинство среди других народов, они жили в гетто и подвергались преследованиям. Впервые за много столетий они вновь обрели возможность жить на земле своих предков, на земле Израиля и составляют большинство. Израиль — это также земля Иисуса.

Один из результатов 50- летнего существования Израиля — то, что возрастает количество ученых, которые начали изучать вопрос: Кем же был Иисус? Они подходят к изучению этого вопроса иным образом, чем это было принято в диаспоре (где интерес к Иисусу расценивался как предательство).

Но на своей земле, где их никто не преследует и где их большинство, они получили свободу исследования, и у них пробудился неподдельный интерес к самому знаменитому еврею.

Умерший несколько лет назад еврейский ученый из Иерусалима Дэвид Клюсар написал книгу «Иисус». Она была издана на немецком и английском языках. Эта книга чрезвычайно интересна тем, что автор тщательно

изучил Ветхий Завет и — хотя сам не уверовал в Иисуса как Мессию — пришел к выводу, что Иисус был пророком. Вместе с тем, читая Новый Завет как еврей, он заметил многие вещи, которые ускользают от неевреев.

Для меня как католического священника встреча с еврейским мессианским движением является Божиим благословением и помогает мне открывать еврейство Нового Завета. Все, кто писал Новый Завет, за исключением одного лишь Евангелиста Луки, были евреями. Но Лука хорошо знал иудаизм, будучи учеником Павла.

Ошибочно считать, что Ветхий Завет — еврейский, а Новый — христианский. Полное разделение иудаизма и христианства наступило лишь после того, как был написан Новый Завет.

В настоящее время в мире проходит множество встреч между последователями иудаизма и христианства. Я вовлечен в два вида встреч с мессианскими евреями. Первый — это встречи представителей Католической Церкви и мессианских евреев. Такой род встреч очень поощряет Святейший Отец Иоанн Павел II. Другой вид встреч — подготовка ко Второму Иерусалимскому Собору. Об этой инициативе я хотел бы рассказать подробнее.


* * *

Инициатива Второго Иерусалимского собора сперва родилась как видение, дарованное одному еврейскому мессианскому пастору из США: произойдет Второй Иерусалимский собор.

О Первом Иерусалимском соборе повествуется в 15-й главе книги Деяний Апостолов. Он был полностью еврейским собранием, на котором были представлены Апостолы и старейшины Иерусалима. Они собрались для того, чтобы принять решение по очень важному вопросу: должны ли неевреи стать евреями в момент обращения? Их ответ звучал: нет! Христиане-евреи приняли щедрое решение: «не затруднять обращающихся к Богу из язычников» (Деян 15, 19). Евреи же будут сохранять свои обычаи, как и прежде.

Видение упомянутого пастора состояло в том, что должен произойти Второй Иерусалимский собор, который будет своего рода возвращением к Первому собору. Он соберет лидеров нееврейских церквей для того, чтобы они пригласили евреев занять свое место в Церкви Христа.

На протяжении истории христианства евреи, принимающие Иисуса, должны были отречься от всего еврейского. На Втором Иерусалимском Соборе нееврейские лидеры должны проявить милость и щедрость по отношению к еврейским лидерам так, как это сделали это на Первом Соборе еврейские старейшины, проявив милость к неевреям, уверовавшим в Иисуса.

Комитет по созыву Второго Иерусалимского собора был организован для того, чтобы осуществить это видение.

В него вошли 7 мессианских евреев и 7 неевреев. Я был единственным католиком среди этих 7 неевреев с момента создания Комитета. Впоследствии к нам присоединился еще один католик. Благодать Божия, сопутствующая этому делу, просто потрясающая. Для нас сверхъестественно раскрылись многие двери. Наши встречи имели положительный эффект, особенно с архиепископом Вены кардиналом Кристофером Шенборном, с кардиналом Йозефом Ратцингером в Ватикане, с кардиналом Кортье (папский теолог), с кардиналом Люстиже. В настоящее время в наш Комитет входит также один православный священник из Румынии, который является очень известной фигурой в своей стране.

Есть еще много признаков Божиего благоволения к этой инициативе. В марте прошлого года мы поехали в Эфиопию, основываясь на пророческом слове. Мы знали, что в Эфиопии существует еврейская община чернокожих евреев, которых зовут филаши.

Сегодня в Израиле существует четыре еврейские мессианские общины, состоящих из эфиопских евреев (их язык называется анхарик). Мы обнаружили, что Эфиопская Древлеправославная Церковь (это дохалкидонская коптская Церковь — прим. пер.) сохранила больше еврейских традиций, чем любые другие древние церкви. Возможно это произошло потому, что она была географически отделена от остальных церквей.

В Эфиопской Древлеправославной Церкви мальчиков на восьмой день обрезают. Эфиопские христиане соблюдают все еврейские законы, связанные с пищей (кашрут). В каждой церкви есть модель ковчега Завета. Эфиопская церковь, как предполагают некоторые исследователи, скорее всего, обратилась в христианство от иудаизма, а не от язычества.

Члены нашего Комитета встретились с патриархом Коптской церкви. Он был очень открыт и проявил большой интрес к нашей инициативе. Это выше нашего понимания, это действие Святого Духа. Все эти события связаны с полнотой исполнения Божиего плана перед Втором Пришествием Христа во славе.

Одна из наиболее важных вещей, которая открывается нам при встрече с еврейским народом — это открытие наново мессианских элементов в самом христианстве.

Евреи — это народ надежды. Это люди, которые верят в грядущее Пришествие Царя и Царствия. Наши церкви еще недостаточно горячо живут верой в скорое возвращение Господа. Мы верим в это, мы исповедуем эту веру в Символе веры во время каждой воскресной литургии. Но эта истина не является динамичным элементом нашей веры. Знаменательно, что выражение этой веры вынесено в заглавие одного из параграфов Катехизиса Католической Церкви (§673 — «Возвращение Христа во славе, надежда Израиля»).

Потому что когда мы возвращаемся к еврейским корнями христианства, мессианская надежда на пришествие Христа во славе снова оказывается в центре нашей веры.

Об авторе

О. Питер Хоккен – священник Католической Церкви. Родился в Великобритании, в настоящее время проживает в Австрии. Активный участник харизматического движения с 1971 года, Исполнительный секретарь общества по изучению пятидесятников (198801997), член международной Богословской комиссии Католического харизматического обновления, член Исполнительного комитета ко Второму Иерусалимскому собору (www.tjcii.org). Педагог, автор более десятка книг, посвященных харизматическому движению и мессианскому иудаизму.

 


Публикуется по изданию: Одесские богословские чтения. Выпуск 3: Два Завета единой истории спасения /Ред. А. Доброер, – Одесса 2007. - 36 с.