Календарь УГКЦ

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Украинская Греко-Католическая Церковь (УГКЦ), или Украинская Католическая Церковь, или же просто Киевская Церковь была основана как поместная христианская церковь в 988 году князем Владимиром. В то время раскол между западным и восточным христианским миром был только делом будущего, и Киевская Церковь, будучи митрополией Константинопольского патриархата, состояла в общении также и с Римским патриархом.

Существуют многочисленные исторические свидетельства того, как Киевская Церковь поддерживала братские отношения с Римом, не прервав их даже после раскола 1054 года, когда единая православная католическая Церковь разделилась на две ветви — восточную (православную) и западную (католическую).

Несмотря на то, что между Константинополем и Римом существовали разногласия, киевские иерархи старались сохранить церковное единство. Посланники с Руси принимали участие в соборах западной Церкви в Лионе (1245) и Констанце (1418). Сам киевский митрополит Исидор был одним из инициаторов Флорентийской унии в 1439 году.

Сознавая свое духовное родство с обоими центрами вселенского христианства, Киевская митрополия довольно болезненно переживала разрыв в общении, поэтому когда в 1439 году во Флоренции был проведен Вселенский Собор по объединению Церкви, киевский митрополит с радостью принял в нем участие, став одним из подписавших исторический документ об объединении.

Впоследствии восточные церкви отказались признавать состоявшуюся унию и отозвали свои подписи, однако Киевская митрополия никаких негативных оценок собору во Флоренции не давала.

Желание примирить Запад и Восток у киевских христиан было достаточно сильным, и вот, в конце 16 века в Киеве вновь встал вопрос о восстановлении некогда утраченного духовного сообщения с Вселенским патриархом, наследником апостола Петра — Римским папой. В результате долгих дискуссий священноначалие Киевской митрополии выработало документ, содержащий принципы по восстановлению общения с Римом. Согласно документу, Киевская Церковь сохраняла во всей полноте восточное богословие и обряд, но в качестве главы почитала уже не Константинополь, а Рим.

Таким образом, после 1596 года, когда на соборе в Бресте было принято решение перейти в юрисдикцию Римского патриарха, Киевская Церковь вновь обрела первозданную полноту, восстановив связь с петровым наследником.

Некоторые религиоведы ошибочно называют датой основания Украинской Греко-Католической Церкви 1596 год. Однако в 1596 году никакая новая церковь основана не была, та самая Киевская Церковь, основанная князем Владимиром в 988 году, просто сменила юрисдикцию. Соответственно, не правильно и считать, что с того времени «имущество Православной Церкви перешло к греко-католикам», поскольку имущество Киевской митрополии как было, так и осталось в ее распоряжении. Только спустя 24 года, в 1620 году, Иерусалимский патриарх Феофан, при поддержке казачества, тайно рукоположил новых православных иерархов для Украины, чем фактически вызвал раскол в стране и имущественные междоусобицы.

Именование «греко-католики» по отношению к верующим Киевской Церкви возникло много позже, в 1774 году при Австро-Венгрии с тем, чтобы отличать украинскую церковную структуру, использовавшую греческий (византийский) обряд, от латинской и армянской. В официальных церковных документах для определения УГКЦ употребляли термин Ecclesіa Ruthena unіta, т.е. «объединившаяся Церковь Руси».

После присоединения Украины к Московскому княжеству православную католическую Киевскую Церковь стали притеснять в пользу Московской Церкви, постепенно вытесняя на западные земли, бывшие тогда в составе Речи Посполитой.

Но самый тяжелый удар пришелся на Киевскую Церковь в 1946 году, когда по указанию Сталина НКВД инициировало ее насильное присоединение к Московскому патриархату, который, к слову, никогда не был «материнским» по отношению к Киевской митрополии.

Вопреки всем церковным канонам во Львове в 1946 году был созван «собор», на котором не присутствовало ни одного епископа УГКЦ, а соборы без епископов вообще не могут именоваться соборами, тем более принимать решения за всю поместную церковь.

После этого события Киевская Церковь существовала подпольно, и только в 1988 году — когда верующие в СССР отмечали 1000-летие крещения Руси — греко-католики вышли из подполья и открыто заявили о своем существовании.

Затем в 1991 году из Рима вернулся предстоятель Церкви митрополит Мирослав Иван Любачивский, и с его приездом церковная структура УГКЦ начала восстанавливаться.

В Одессе греко-католический приход впервые появился в 1917 году, когда сосланный имперской властью в 1914 году в Сибирь священник Илья Клывак был отпущен на волю. Возвращаясь из ссылки, он остановился на два года в Одессе, собрал греко-католическую общину, проводил регулярные богослужения и намеревался построить храм. Однако установление богоборческой советской власти помешало этим намерениям, и полноценный греко-католический приход был восстановлен только в 1992 году. В 2003-м здесь был создан Одесско-Крымский экзархат, который возглавил владыка Васыль Ивасюк.

 

Михаил ШЕЛУДЬКО

Комментарии   

0 #23 нгнегнег 14.03.2015 15:42
"Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти; ибо Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим." Откровение, Гл.3 Ст.2 Это о вас - о УГКЦ.
Цитировать
0 #22 Alexander 28.07.2014 13:54
Цитирую Кристина:
Весело читать, когда греки, побывав там и узнали, что есть греко-католическая церковь (!!!) были в шоке...ну да ладно...

А еще веселее знать, что дореволюционная царская церковь называлась РОССИЙСКОЙ ГРЕКО-ПРАВОСЛАВНОЙ церковью...
Цитировать
-1 #21 Кристина 25.07.2014 23:55
Весело читать, когда греки, побывав там и узнали, что есть греко-католическая церковь (!!!) были в шоке...ну да ладно...
Цитировать
-1 #20 aleksandr 27.03.2014 23:58
Ребята мы получили от Канстантинополя религию а нет Рима.И вместе с Константинополем ушли .А в 1596 году захваченные священики греческого вероисповедания просто от страха переходили в Римскую.Недаром они при при ходе русских войск в 1914 назад переходили в православие.Да и при казачестве так же было в 16-17 18 веках.Католики хитрые но и мы не простаки.Я зА МИР В МИРЕ НО Я СУГУБО ПРАВОСЛАВНЫЙ ЧЕЛОВЕК И С ДОГМАМИ КАТОЛИКОВ НЕ СОГЛАШУСЬ.А за папу римского я и так молюсь если захочу мне не надо переходить в католицизм.Католицизм кстати сильно сдал свои позиции в зап.европе.
Цитировать
+2 #19 Alexander 18.08.2012 10:40
Безграмотности и безцеремонности "российско-православных" (типа ВИКТОРа) НЕТ ПРЕДЕЛА. Эта безграмотность и чувство собственого превосходства из них прямо выпирает. Сейчас они стали такими же "православными" какими еще 20 лет назад были воинствующими безбожниками. Для них никто не православный, кроме Москвы, которая, очевидно, всегда была православной, даже когда самой Москвы не существовало.
Цитировать
-6 #18 ВИКТОР 17.08.2012 11:02
ВЫ ХОТЬ ЗНАЕТЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА ПРАВОСЛАВНЫЙ, ПРЕЖДЕ ЧЕМ О ЧЕМ-ТО ТОЛКОВАТЬ.ЭТО ПРОСЛАВЛЯТЬ ПРАВЬ И СЛАВЬ, ВЫ БЕЗГРАМОТНЫЕ ПОПУАСЫ!!!УЗНАЙТЕ ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ.
Цитирую Михайло:
Цитирую Феликс:
В 988 году католиков не было, как и не было католической церкви.

Была, причем в то время католиками были и сегодняшние православные. Кроме того, веру в католическую церковь исповедует всякий, кто верует согласно Символу веры: Credo in sanctam ecclesiam catholicam. Кто не верит в святую католическую церковь, тот и не православный вовсе. И даже не протестант.
Цитировать
+1 #17 canopus 14.08.2012 17:50
Без желания установить, а не насильственное деяние- у нас будут неясности. Историка-профессиналам два столетия известно, что Ольгу крестили Римляне. Но что здесь плохого? И тогда, и сегодня- неможешь в любом ХРИСТИАНСКОМ храме молиться повсякчас. Нет разницы. Владимир подпил маненько, вторично крестился в Корсуне.. Да нету проблемы!!! Хриситане! Мы дети Христа. Любите Его, сына Божиего и БЛЮДИТЕ СЕБЯ им ОН ВАС и ВАШУ семью СОЛХРАНИТ! НО молитесь.. В любом храмеп: католическом, православном, греко-католическом. Любите патриарха московскаго, АКИ Папу римсого. ТАМ. разберутся. Только МОЛИТЕСЬ. Хранми ВАС ВСЕХ господь. Ходите в ХРАМЫ ВАШИ. АМЕН
Цитировать
+1 #16 mr.martirosov 05.08.2012 13:46
Причины крещения самого Владимира и последствия этого крещения разные по разным источникам. И дат самого крещения несколько.

Нет единого источника проникновения христианства на Русь. Так же как не было единой Церковной организации.

Владимир не основывал церковь. Никакой Киевской церкви во времена Владимира и после него не было. Были монастыри, были храмы, были общины. Одни тяготели к Византии, другие к Риму, третьи ни к кому не тяготели, а стремились быть сами по себе. И сам Владимир склонен был к последнему.

Как пример, сегодня на Украине существуют три церковные организации с похожими «тяготениями», но никакой Киевской церкви не существует. И тогда не было.

Специфика киевского христианства обусловлена не «дужбой» с Константинополем или Римом, а специфическим составом учения Кирилла и Мефодия. Их пониманием Церкви. За что особенно доставалось последнему.

Владимир не установил никакой иерархии. Человек, которого он привез из Корсуни и который занимался христианскими делами от его лица вообще не имел чина.

Христианство Владимира было корсунским, а не византийским. Византию он теснил и отношения с ней в его правление были натянутыми. А его женитьба была скорее откупом Византии, нежели союзом.

Константинопольская митрополия была создана после Владимира, Ярославом в 1037 году. Но вскоре с Византией поссорились. И ссорились постоянно.

Огромный вклад в распространение христианства у славян внесли, как это ни странно, ирландские христиане. Которых в летописях звали «греками» из-за их предпочтений греческого перед латынью и прочие тяготения к Восточной традиции. Их тактикой распространения христианства были монастыри. И склонность русских к монастырям, скорей всего от них.

Еще одно. Три памятника: «Повесть временных лет», Новгородская Первая летопись младшеrо извода, а также «Написание о вере» содержат арианский Символ веры.

Корсунь была местом ссылки противников Константинополя, к которым относились и «еретики», в том числе ариане. И Мефодия, одного из просветителей, обвиняли в арианстве. Которое в дальнейшем использовали для затравки крестового похода.
Цитировать
0 #15 Alexander 01.08.2012 18:59
Цитирую boric:
Полностью лживая статья-киевские христиана всегда были православными а не греко-католиками.

В 1596 году после подписания Брестской Унии, т.е. ВОССОЕДИНЕНИЯ с Апостолским Престолом ВСЯ Церковь Владимирова крещения (Киевской Руси-Украины) стала КАТОЛИЧЕСКОЙ (т.е. в ЕДИНСТВЕ с Римом). В 1621 году НЕЗАКОННО были поставлены проезжающим в Москву Константинопольским патриархом для козаков православные епископы. Так что после этого "православная церковь" в Украине была уже НЕ владимирова крещения. А после присоединения в Московской церкви (1686 г.) стала ПОЛНОСТЬЮ московского типа (т.е нынешние и УПЦ МП и УПЦ КП и УАПЦ).
Цитировать
+5 #14 Сергей1 23.10.2011 20:56
Цитирую boric:
Полностью лживая статья-киевские христиана всегда были православными а не греко-католиками.

Они были просто христианами восточной традиции и даже не православными в сегодняшнем понимании как это вы понимаете. Термин православный относится в большей степени к Богословской части веры христианства а не к внешней церковной структуре.Плод познается не по внешнему а по внутреннему состоянию. Советую оставить свои предположения и взяться за изучение церковной истории.
Цитировать