Печать
Рубрика: Актуальное для католиков
Просмотров: 7075

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Литургия УГКЦВ этом году исполнилось 20 лет с того времени, когда Украинская Греко-Католическая Церковь смогла легально осуществлять миссию среди своих верующих, и возвращаться на те территории, где она была ликвидирована 200-300 лет назад. 

После-подпольный период УГКЦ подошел к концу… 

Анатолий Бабинский 

 

Епископы УГКЦ

 

В этом году исполнилось 20 лет с того времени, когда Украинская Греко-Католическая Церковь смогла легально осуществлять миссию среди своих верующих, и возвращаться на те территории, где она была ликвидирована 200-300 лет назад. 

Взглянув на статистические данные, можно с уверенностью сказать, что цель «номер один» выполнена — количественные показатели достигли «докатакомбного» уровня и даже превысили его. А массовая эмиграция украинцев в ХХ веке повлекла развитие значительных иностранных ячеек УГКЦ. Нелегальный период также дал толчок формированию новой парадигмы Украинской Греко-Католической Церкви, которая была настоящим воодушевлением эти два десятилетия. А именно, что УГКЦ — это Церковь мучеников, а, как известно, «кровь мучеников — это семена Церкви», ибо они без страха следуют вместе с Христом на Голгофу. 

Подпольный период сформировал новое лицо Украинской Греко-Католической Церкви. И хотя иногда этот «мученический» лейтмотив последних двадцати лет в среде греко-католиков набирал девиантного характера, и те страдания, которые должны были способствовать более глубокому усвоению евангельских принципов жизни, а также стать своего рода очищением, порой становились козырной картой сатисфакции и самоудовлетворения. Духовный подъем в УГКЦ, господствовавший в начале 90-х имел качественно (и количественно) иной характер, чем в христианских сообществах, которые во время существования СССР наслаждались определенной степенью свободы. В начале своего возрождения Греко-Католическая Церковь не испытывала сильной потребности в осуществлении миссионерской деятельности как внутренней (к чему Церковь призывает II Ватиканский собор), так и внешней. Огромное количество священнических и монашеских призваний, переполненные храмы — это, без преувеличения, «инвестиция» мученической смерти тысяч греко-католиков советского периода. Однако двадцать лет назад только отдельные лица позволяли себе утверждать, что возвышенные и духовно жаждущие люди, которые тогда наполнили храмы, нуждаются не только в богослужебных отправлениях (в которых они мало, что понимали), а и в Благой вести, и, не получив этого, они скоро уйдут не только из храмов, но и из церковной жизни вообще. 

Конечно, было допущено множество ошибок, случались неудачи, связанные с проблемами роста и становления. Однако последующие 20 лет уже не дадут УГКЦ права на ошибки. А основы для дальнейшего продвижения все же были заложены. Это и образовательные возможности для духовенства и богословских кадров, материальная база и т.д. Поэтому в последующие годы греко-католики должны больше сосредоточиться над возрождением, а иногда и формированием собственной богословской науки. А также над изобретением моделей воплощения киево-византийского наследия в комплексе с достижениями всей Католической Церкви. А свою материальную базу умело использовать для эффективного функционирования структур Церкви и организации ее деятельности. Главным образом, по моему мнению, сегодня УГКЦ более всего нуждается в настоящей внутренней миссии, которая была упущена в начале возрождения. Для этого необходимо формирование приходских общин, однако сначала нужно найти соответствующие модели, которые бы были глубоко укоренены в собственную традицию. Поскольку, как показывает опыт, перенос на «восточную» почву даже успешных римо-католических приходских проектов не всегда может способствовать позитивному результату. В этом направлении, необходимо воспользоваться опытом Православной Церкви в ХХ веке, с которой УГКЦ имеет родственную идентичность. А именно, возродить в Церкви «евхаристическую экклезиологию», которую в свое время описал о. Николай Афанасьев. Тем более, что Римско-Католическая Церковь уже давно воспользовалась сим. 

Думаю, период, когда Греко-Католическая Церковь пожинала плоды своего подполья, подходит к концу. И мученики ХХ века теперь должны стать для нас примером не только своего триумфа над смертью, но также и образцами работников на винограднике Господнем.

 

Перевод с украинского.

Оригинал публикации: Пост-підпільний час УГКЦ підійшов до завершення…