Печать
Рубрика: Аборты
Просмотров: 7850

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
О. Игорь БойкоС деканом философско-богословского факультета Украинского католического университета доктором богословия о. Игорем Бойко мы беседуем о новейшей теологической дисциплине — биоэтике, которая научно и духовно рассматривает такие темы как аборты, этика сексуальных отношений, контрацептивы, эпидемия СПИДа, клонирование, генная инженерия и т.д.

Отец Игорь Бойко: «Господь не ошибается, когда дает жизнь новому ребенку»

— Расскажите, пожалуйста, нашим читателям о биоэтике. Чем она занимается, какие сферы человеческой жизни она охватывает, ее взаимодействие с другими науками?

 

— Биоэтика — это довольно новая наука, которая возникает, примерно в 1970-х годах. Рождается она в Америке, на что есть три основные причины.

 

Во-первых, произошел чрезвычайно быстрый прогресс биомедицинских наук. Сегодня мы слышим о таких вещах как трансплантация органов, клонирование человека, вспомогательные репродуктивные технологии (искусственное оплодотворение), использование стволовых клеток, пренатальная диагностика, предимплантационная диагностика; существует проблема эвтаназии, абортов, ведутся дискуссии вокруг использования противозачаточных средств, и так далее. Весь этот прогресс, который произошел в медицине, в биологии, в биотехнологиях заставил людей задуматься над некоторыми моральными и этическими принципами. Иными словами, возникает вопрос — как действовать: идти вслепую за прогрессом, или же есть определенные ограничения, определённые указатели, которые человек не должен бы в своей жизни переступать? В связи с тем, что произошли определенные злоупотребления, не всегда была почтено человеческое достоинство, или же в определенных исторических обстоятельствах людей просто уничтожали ради каких-то экспериментов, во имя научного прогресса, и так далее.

 

Во-вторых, в 1945–46 годах состоялся Нюрнбергский процесс, который показал, сколь много ужасного было сделано в немецких концлагерях с военнопленными, где против их воли были совершены разного рода злоупотребления со стороны врачей: введение вирусов, замораживания людей, введение радиации. Самое печальное здесь то, что основной мотивацией врачей была следующая формулировка: «для блага науки надо идти на любые жертвы».

 

Наконец в-третьих, начался кризис окружающей среды — Чернобыльская катастрофа, цунами, загрязнение среды, глобальное потепление, землетрясения, и так далее. Иными словами, мы столкнулись с последствиями безответственного поведения человека и увидели, к чему оно приводит человечество. Начиная с 1960-х годов, люди начали бить тревогу, и говорить, что если мы не переосмыслим наше отношение к земле, то тогда человек может уничтожить сам себя.

 

Поэтому рождается новая наука — биоэтика, которая в определенной мере дает ответы на все эти вопросы, которые перед тем были озвучены. И побуждает людей по-новому относиться к жизни, к её ценности, её достоинству, и я бы сказал, более ответственно подходить к подобным событиям.

 

— Безусловно, сегодня СМИ имеют большое влияние на все слои населения. Сейчас, скажем, существует такой путь популяризации контрацептивных средств, благодаря которому СМИ обосновывают использование контрацепции, пугая опасностью заражением ВИЧ/СПИДом. Возникает вопрос: оправдывает ли проблема СПИДа использование презервативов?

 

— Я бы начал с того, что контрацепция стала массово применяться с 1960-х годов с основной целью — уменьшить количество нежелательных абортов. Очень часто Католическую Церковь обвиняют, что если она не дозволит контрацепцию, то тем самым поспособствует увеличению числа абортов. Однако, как показывает статистика, большее количество абортов делается там, где доминирует именно эта «контрацептивная» ментальность. Сегодня, мне кажется, существует некая легенда, или определенный миф, который пытаются нам навязать, когда говорят, что контрацепция, или презерватив — это средство, которое может тебя защитить от СПИДа. Я бы сказал так: презерватив может существенно уменьшить риск заболевания СПИДом или ВИЧ инфекцией, могущей со временем перерасти в стадию СПИДа, но презерватив не дает стопроцентной гарантии.

 

Я считаю, что контрацепция — это средство, с помощью которого человек пытается снять с себя ответственность за свои половые отношения. Тебе говорят: «Вот, есть средство, можешь им пользоваться, иметь половою близость когда хочешь, с кем хочешь, и сколько хочешь, и это средство может тебя защитить от последствий твоих неупорядоченных половых отношений». Несомненно, что позиция Церкви в этом случае однозначна: контрацепция осуждается. Использование любых средств, имеющих контрацептивное или абортивное действие, не разрешено Католической Церковью. Церковь скорее настаивает на определенной ответственности в половых отношениях, которые могут быть исключительно между супругами в браке. Если ты имеешь только одного партнера, с которым живешь в браке, то нет никаких причин думать об опасности ВИЧ-инфицирования. Зато если у тебя безответственная половая жизнь, ты часто меняешь своих партнеров, то риск высок даже при условии использования презерватива, поскольку презерватив, повторяю, не защищает, но только уменьшает риск.

 

— Согласно неофициальной статистике за годы независимости в Украине было произведено около 30 млн абортов. Хотя, по сравнению с 1990-ми, это число уменьшается, проблема остается актуальной. Значительный процент женщин, решившихся на детоубийство, ссылались на несвоевременность рождения ребенка, на экономические проблемы, на психологические аргументы, отмечали, что не смогут воспитать ребенка полноценно, или сетовали на непонимание со стороны родителей. Как представитель молодого поколения, я хотел бы спросить: может ли быть какое-то оправдание для абортов?

 

— Первое, что нужно сделать — спросить у себя, что такое аборт. Правильный ответ в том, что аборт, в любом его виде, является непосредственным и прямым убийством человеческого существа в самом начале его жизни, между зачатием и рождением.

 

Статистика, которую вы привели, является действительно впечатляющей! Она свидетельствует о том, что ведется тихая, молчаливая война против человеческой жизни, где сильные всегда имеет власть над слабыми. Женщина является более сильной, и имеет власть над своим ребенком. Законы государства, врачи позволяют женщине делать аборт, в результате идет массовое уничтожение детей. Такой статистикой нельзя хвастаться или гордиться.

 

Каждая женщина, которая потенциально является мамой, или которая уже носит в своем чреве жизнь, должна осознавать, что она ее не сама создает. Эту жизнь призвал к существованию Сам Господь Бог благодаря супружеским отношениям в браке. Причины, чтобы не родить ребенка могут быть различными, женщины могут находить много разных оправданий: не вовремя, слишком молода, карьера, здоровье, финансовые проблемы, и так далее. В таких случаях стоит задуматься о том, кто такой ребенок. Ребенок не виноват, что приходит на свет именно в этих обстоятельствах, моментах, трудностях… И родители должны найти в себе силу, мудрость, мужество, чтобы принять этого ребёнка. Я более чем убежден, что Господь Бог не ошибается, когда дает жизнь новому ребенку, даже если подобное происходит в сложных обстоятельствах. Важно уметь его принять, быть готовым подарить ему жизнь, чтобы новый человек увидел этот мир.

 

Каждая молодая женщина должна очень хорошо подумать, прежде чем решиться на аборт. Если она сделает этот шаг, то будет о нем очень часто сожалеть в будущем. Аборт — это травма, которую человек будет переживать всю свою дальнейшую жизнь. Может быть нанесен физиологический вред, в результате которого женщина не сможет больше иметь детей — такие случаи весьма часты, особенно если это первая беременность. Последствием аборта также может быть психологическая травма, моральная травма, а также различного рода трудности, которые будут возникать в семейной жизни. Нерожденный ребенок будет продолжать жить в сознании убившей его женщины. И поэтому я бы поощрял всех молодых людей, которые находятся перед выбором родить или не родить ребенка, все же принять новую жизнь, а затем воспитывать его.

 

— Что если аборт был сделан после изнасилования? Оправдывает ли это женщину?

 

— Каждая человеческая жизнь должна начинаться как плод родительской любви, в результате объединения эмоционального, духовного, телесного, психологического начала супругов. В случае, когда происходит акт насилия, ребенок ни в чем не виноват. Поэтому перед женщиной, находящейся в такой ситуации стоит двойной выбор. Да, против нее было совершено зло, акт насилия, но хочет ли она, чтобы это зло перенеслось на ее ребенка? Или лучше сказать себе «Нет!», чтобы зло не передавать дальше? Ребенка нужно принять, родить, возможно, самой его воспитать, а если нет, то отдать его тем родителям, которые захотят его усыновить и воспитывать. Ребенка нужно воспитывать на принципах прощения, любви; только благодаря прощению человек духовно растет, только любя мы можем изменить этот мир, только добрыми поступками мир изменится к лучшему. Злом никогда не искоренишь зло.

 

— Недавно на экранах телевизоров промелькнул целый ряд так называемых «социальных реклам», где главным лозунгом были следующие слова: «Останови СПИД, пока он не остановил тебя». Как вы оцениваете подобного рода рекламу? Является ли это эффективным способом борьбы со СПИДом? Или же чувствуется рука отдельных бизнес-структур, которые заинтересованы в сбыте собственной продукции?

 

— В любом случае, статистика свидетельствует о том, что уровень числа ВИЧ-инфицированных людей в Украине увеличивается, в частности среди молодежи. Возникает вопрос: почему? Очень часто СПИДом можно заразиться через неупорядоченное половое сожительство, очень часто инфицированными являются наркоманы, или лица, живущие рискованным образом жизни. Как можно бороться против СПИДа? Эффективнее всего — пропагандировать способы избегать возможных рисков заражения этой болезнью. СПИД можно остановить не только использованием презерватива, ведь это не единственный способ защиты. Должна вестись широкая информационная кампания, разъясняющая, что такое ВИЧ-инфекция, какие существуют пути ее заражения, каковы превентивные методы. Думаю, социальная реклама в Украине должна иметь именно такую направленность. Нельзя ограничиваться только лишь рекламой презервативов, за которыми стоят определенные компании, зарабатывающие на этом бешеные деньги. Молодые люди, используя презервативы, очень часто подвергают риску свою личную жизнь, жизнь других людей, не уважая, таким образом, жизнь и тело ближних. Половые отношения, происходящие исключительно как механический акт, без проявления любви, без эмоционального, телесного или духовного соединения унижают человеческое достоинство.

 

— Как может молодой человек получить квалифицированную консультацию, которая помогла бы сделать правильный выбор в вопросах аборта, в вопросах СПИДа? Как реагирует Церковь на эти социальные проблемы?

 

— На сегодняшний день в УГКЦ работают различные центры, в которых можно получить подобную консультацию. При УКУ действует Институт семьи и супружеской жизни. При некоторых церквях и приходах существуют разного рода консультационные точки, где люди, испытывающие определенные трудности или проблемы с рождением ребенка, с абортом, могут прийти и получить помощь, консультацию у психолога, священника, духовного лица, или просто поговорить о своих проблемах. Церковь не равнодушна к таким людям, но старается помочь. А с другой стороны, многие выпускники нашего университета могут применять полученные здесь знания и быть профессиональными, компетентными консультантами, психологами, или социальными работниками.

 

— Есть ли возможность у всех желающих или заинтересованных прослушать какие-либо специализированные курсы по биоэтике? И получить не только знания, но и конкретную степень, специальность?

 

— Уже два года на базе нашего Богословского факультета во Львове действует сертификационная программа по биоэтике, которая называется «На службе охраны жизни». Программа длится год и включает одиннадцать предметов. Занятия проходят вечером по понедельникам, вторникам и средам. На них обучаются врачи, юристы, биологи, специалисты медицинского права и все, кто интересуется вопросами биоэтики. Основная цель — сформировать людей, которые в будущем будут работать в морально-нравственных комитетах или в биоэтических комитетах, или же просто будут распространять знания о биоэтике по Украине.

 

На программе поднимаются такие вопросы биоэтики как трансплантация органов, искусственное оплодотворение, эвтаназия, клонирование человека, различного рода манипуляции с человеческой жизнью, разного рода диагностика, генная инженерия, генетически модифицированные организмы, экология и так далее. То есть всё, что сегодня является актуальным и наболевшим. Поэтому, если кто-то из читателей будет заинтересован — всегда можно обратиться к нам по телефону (032) 240-99-56 и получить надлежащую информацию об этой программе.

 

Беседовал Роман Назаренко,
студент Украинского католического университета,
Симферополь

 

Доктор богословия о. Игорь БойкоСвященник Игорь Бойко родился в Украине, вырос во Львове. В 1990-м уехал на учебу в Рим, где учился в Украинской Папской Малой Семинарии в 1990-94 годах. Там же окончил классический лицей. Затем, с 1994 по 1996 гг. учился в Папском Урбанианском Университете, где получил степень бакалавра философии. Затем учился в Папском Восточном Институте на программе, созданной для студентов восточной традиции, изучающих богословие в Риме.

 

В 1997–2000 гг. учился в Папском Григорианском Университете на богословском факультете, где и защитил диплом бакалавра богословия. После этого в 2000–2002 гг. учился в Папской Академии «Альфонсиана», где сдал лиценциат по моральному богословию (биоэтике). Затем вернулся на год в Украину, где начал работу в Украинском католическом университете как преподаватель биоэтики; был рукоположен в священники в 2003 году.

 

В 2003–2006 гг. продолжил обучение в Риме в Академии «Альфонсиана», где работал над написанием докторской диссертации по биоэтике, которую защитил 13 февраля 2006-го. После вернулся на Украину и с 15 мая 2006 года работает в УКУ — сначала в должности заместителя декана философско-богословского факультета, а с 1 июля 2007 года в должности декана данного факультета.