Печать
Рубрика: Митрополит Андрей Шептицкий
Просмотров: 6373

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Беседа корреспондента «Львовской газеты» (№ 204 от 9 ноября 2005 г.) с Ароном Вайсом, доктором исторических наук, научным консультантом Центрального украинского фонда истории Голокоста «Ткума» на тему провозглашения митрополита Андрея Шептицкого Праведником мира.

«Поступки Шептицкого являются для нас уроками»

Арон ВайсДоктор Арон Вайс, который на протяжении длительного времени исследует деятельность Митрополита Шептицкого в годы Второй мировой войны, представляет ту часть научной общественности Израиля, которая активно выступает за предоставление Кир Андрею звания “Праведник мира”.

Это звание еврейское государство дарует лицам, которые во времена Голокоста бескорыстно спасали евреев от смерти. Имена кандидатов тщательным образом изучает и рассматривает специальная комиссия института “Яд Вашем” в Иерусалиме. Праведникам вручают медаль с надписью “В благодарность от еврейского народа. Кто спасает одну жизнь – спасет весь мир”, а на территории мемориала “Яд Вашем” в честь каждого из них садят дерево. Сегодня такое признание снискали порядка 1,5 тысячи граждан Украины, в частности и священники УГКЦ, которые в годы жестокого истребления нацистами еврейского народа прятали преследуемых в частных домах, монастырях и даже подвалах собора св. Юра во Львове. Одним из спасителей был Митрополит Андрей, однако историки “Яд Вашем” до сих пор спорят, признавать ли его Праведником мира, и изучают все аспекты деятельности главы украинских греко-католиков. Кстати, родной брат Митрополита Андрея блаженный Климентий Шептицкого, архимандрит монахов Студийского устава, признан Праведником мира.

О том, почему продолжаются споры между еврейскими учеными, и кем является сегодня Кир Андрей для еврейского народа, “Газете” рассказал доктор Вайс.


– Личность Митрополита Андрея Шептицкого, его деятельность, поведение во время войны отображают в известной степени отношения между еврейским и украинским населением в Западной Украине, или Восточной Галичине, как мы называем этот край. С одной стороны, каждый хранил свою религию, свою общину. С другой, во многих сферах жизни наши интересы определенным образом пересекались. И нельзя сказать, что каждый из нас жил отдельно. Да, мы жили врознь – у нас разные религии, мы делали каждый что-то другое. Но в этом жизненном пространстве было много общих тем, где мы сотрудничали и влияли друг на друга. Именно в таком контексте Шептицкий своей долгой жизнью отображает проблематику сосуществования евреев и украинцев на этой земле.

Андрей Шептицкий также является отражением дилемм сосуществования евреев и украинцев в Галичине в трудные для обеих наций времена. И это необходимо тщательным образом изучать, чтобы постичь полную историческую картину, чтобы понять проблематику общего существования на этой земле – в прошлом и настоящем, для углубления взаимопонимания, толерантности, для борьбы против проявлений антисемитизма. Изучая поступки Шептицкого, мы получаем уроки, очень важные для прошлого, настоящего и будущего.

– Историки “Яд Вашем” уже достаточно долго тщательно исследуют деятельность Андрея Шептицкого. Неужели эта личность является настолько противоречивой в контексте отношений с евреями? На какой стадии находится вопрос о признании Митрополита Праведником мира?

– Противоречивость фигуры Шептицкого зацикливается на факте поддержки на определенном этапе немецкой власти. Лично я считаю, что необходимо учитывать, как все было изначально, и как поведение Шептицкого изменилось через определенный промежуток времени.

Вопрос присвоения Шептицкому звания “Праведник мира” изучает специальная комиссия “Яд Вашем”, которая работает согласно своим принципам, критериям. Параллельно другие научные работники изучают и исследуют деятельность Митрополита Шептицкого, среди них и научные работники “Ткуми”. В последнее время историческая картина, которую изучают и изображают историки Израиля, является полнее.

Не вмешиваясь в работу комиссии, я могу сказать, что глубоко убежден: вопрос признания Шептицкого решат положительно. Поскольку наши исследования будут полными, историки больше будут считаться с обстоятельствами того времени, есть шансы, что это в определенной степени повлияет на общественное мнение. А комиссия также должна принять это во внимание.

– Возвращаясь к теме так называемого коллаборационизма Кир Андрея с нацистской властью, как объясняют этот факт еврейские историки, в частности из “Яд Вашем”?

– Конечно, мы понимаем, в каком положении находились в те годы Шептицкий и украинские националисты. Ведь он был в определенной степени связан с националистическими кругами. Мы не можем, в любом случае, оправдать поведение украинских националистов в рамках нацистской политики уничтожения еврейского населения. Ничто не оправдывает позицию тех украинских националистов, которые вместе с нацистами принимали участие в политике истребления евреев. И такое имело место. Даже украинские историки знают, пишут об этом и считаются с этим фактом. Есть черта, за которой мы не можем сказать, что понимаем колаборантов, потому что когда речь идет об истреблении людей, никакая идеология не может этого оправдать.

Но, в то же время, мы должны видеть, что уже в первые дни оккупации, когда начали осуществлять нацистскую политику уничтожения еврейского народа, Андрей Шептицкий резко осудил немецкую власть. В известной степени Митрополит сначала надеялся, что немцы могут помочь создать самостоятельную Украину. Однако в первые трагические моменты во Львове он уже спасал евреев. Когда шла речь о моральных принципах, он не колебался. Относительно его политического подхода, то прошло немного времени, и именно он правильно оценил поведение нацистов относительно еврейского и украинского народов.

– Кроме упреков относительно сотрудничества с оккупантами, есть ли у “Яд Вашем” еще какие-то аргументы, которые тормозят признание Митрополита?

– Да, и среди них, например, то, что Шептицкий поддерживал организацию украинской дивизии СС “Галичина”. Этот факт был, но такую поддержку обусловило то, что когда создавали дивизию (весна-лето 1943 года, – “Газета”), было уже очевидно: Германия проигрывает войну, и Советская Армия будет наступать на запад. Шептицкий боялся, что после отступления немцев и прихода советов наступит анархия, потому и надеялся, что украинские вооруженные силы защитят местное украинское население. Он также мог рассматривать дивизию как военное ядро будущей независимой Украины.

Еще одной причиной отказа признать Шептицкого историки “Яд Вашем” называют то, что Митрополит никогда публично не выражался против убийств евреев украинцами. В целом такой аргумент является обоснованным, но ожидать от Шептицкого публичного выступления в защиту евреев значило бы неправильно оценивать ситуацию и последствия такого шага для него самого. В своем пастырском послании “Не убей!” (в 1943 году, – “Газета”) он в общих словах говорит о недопустимости ненависти и насилия. По-другому он не мог.

Историки говорят также, что время от времени Шептицкий высказывал антиеврейские взгляды, или же спасение евреев был для него второстепенным заданием. Но мы должны помнить: Шептицкий был, в первую очередь, духовным лидером украинского народа, религиозным деятелем, который мыслил и действовал в контексте христианской теологии. И когда он столкнулся с жестокими и трагическими событиями, то почувствовал ответственность по отношению к своему ближнему и протянул руку помощи евреям. Это главное.

– Как вы думаете, в современной Украине личность Митрополита Шептицкого оценена должным образом?

– Считаю, что в Украине не уделяют достаточного внимания этой личности. Возможно, часть украинцев находится под воздействием советского периода, когда Шептицкого называли врагом народа, колаборантом и тому подобное. Такое влияние чувствую даже я. Потому призываю моих украинских коллег, чтобы они провели глубокий анализ его деятельности. Таким образом все мы получим более полную, правильную оценку этой личности. Шептицкий заслужил на большее внимание, чем ему уделяют в настоящее время.

Беседовала Вера Карпинска

 

Источник: Украинская Греко-Католическая Церковь