Печать
Рубрика: Митрополит Андрей Шептицкий
Просмотров: 6093

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Митрополит Андрей ШептицкийКто и почему боится сегодня Андрея Шептицкого и чем близка эта фигура Арсению Яценюку - читайте в авторской статье на сайте Cerkva.od.ua.

 

Накануне 145-летия со дня рождения Андрея Шептицкого парламентское большинство отказалось почтить память Владыки и этим еще раз доказала: Андрей Шептицкий - могучая фигура не только прошлого, но и настоящего. Фигура, которая через свою принципиальность, величие духа, стратегическое видение очень неудобна нынешней политической элите. Ведь по сравнению с величием Митрополита, который не раз шел против течения ради будущего Украины, очевидной становится ничтожность нынешних политиков, которые без колебаний разменивают стратегические интересы государства на собственной выгоде.

Митрополит ШептицкийКто и почему боится Андрея Шептицкого?

 

Богословы, историки, искусствоведы расскажут о Митрополите-монахе, экуменисте, меценате, строителе всей церкви и отдельных храмов. Для меня Андрей Шептицкий прежде всего - выдающийся государственный деятель. Предельно смелый политик, который не только провел галицкое украинство через две мировые войны и жернова оккупаций, но и оставил впечатляющее актуально видение украинского государства - подобного, как он писал, монолитному организму, «оживленному духом, который благодаря внутренней силе развивается».

 

Почему боятся сегодня уважать Митрополита и чем мне лично близка эта фигура?

 

Начну с его личных качеств. Владыка Андрей - это цельность натуры, это способность плыть против течения, когда оно, по мнению митрополита, несло его народ в неправильном направлении. Многое, что делал Андрей Шептицкий, он делал вопреки устоявшимся взглядам, политической конъюнктуре и, как в отношениях с «первыми Советами», пришедшими в Галичину в 1939 году, так и с гитлеровцами, пришедшими после них, - вопреки собственной безопасности. Личная смелость - вот что еще отличает Андрея Шептицкого от легиона политиков. Когда Митрополит писал письмо Гиммлеру против истребления евреев и против привлечения к карательным акциям украинской полиции, и тогда, когда требовал от советской власти прекратить атеизацию Галиции в 1940 г., он понимал, что и то, и другое может стоить ему жизни. Мужество Андрея Шептицкого - суровый упрек слабонервным, всем, кто сегодня готов пасть перед выстрелом, кто притих после первого же окрика или с Востока, или с Запада.

 

Во-вторых, Митрополит - это политическая целостность и масштабность мышления. Его «земной» целью была украинская государственность. Он понимал, что спасти украинцев без государства невозможно и был абсолютно последовательным в достижении этой цели. Касалось ли это бойкота сейма, или избирательной реформы, или создания украинских учреждений.

 

Андрей Шептицкий глубоко анализирует международный контекст и безжалостно констатирует, что Украина может рассчитывать только на свои силы. Не кому иному, заметьте, а именно митрополиту Шептицкому, церковному деятелю, принадлежат слова о том, что «нет такой цены, которой нельзя было бы заплатить за создание украинского войска». Понятно, что тем, кто выдавливает Украину из числа государств, способных самостоятельно решать свою судьбу, кто строит свою политическую карьеру на поиске внешнего хозяина, фигура митрополита сильно мешает.

 

В-третьих, Андрей Шептицкий обладал чрезвычайно четким и по-настоящему прогнозным видением того, каким должно быть государство Украина, как его нужно строить и какие подводные камни случаться на этом пути. Почти 70 лет назад, в 1941 году - не 1991-м, заметьте, и не 2010-м, - митрополит пишет о необходимости создания проекта Государства. Он не сомневается, что Божье Провидение даст украинскому народу возможность выполнить его естественное право - «выбрать и установить форму управы своего Родного Дома», но призывает к мудрости, нравственности и интеллектуальной глубине в деле реализации этого права. Государство в понимании Митрополита - это не случайное сочетание разнородных элементов, а замысел, который претворяется в жизнь сознательной волей, знаниями и осознанием того, что именно нужно делать для его создания. Неслучайно Митрополит избирает моделью государства Дом, который можно строить только по предварительному хорошо продуманному проекту и «вооруженным достаточными знаниями».

 

Он абсолютно точно предвидит последствия «беспроектности» и стихийности государственного строительства: хаос, подмена общего интереса интересами корпоративными. Для нынешней власти, которая за полгода так и не смогла представить стратегического плана развития страны, которая готова расплачиваться за газ будущим своих детей и внуков, такое прогнозное видение просто опасно.

 

Часто перечитываю работу митрополита «Как строить Родной Дом». Здесь и безжалостные оценки современных ему персонажей, вполне применимые к представителям новой власти, и всесторонний анализ социально-политических устройств. И диагноз украинской ситуации: «глубокая и сильная воля иметь свое государство», которая сочетается с непониманием, что именно надо делать, и отсутствием ежедневного кропотливого и осознанного государственного труда.

 

Вопрос, который ставит Андрей Шептицкий - «вострожествуют ли элементы положительные или отрицательные?» - обращен не в прошлое, а к нам. И ответ зависит от каждого.

 

Арсений Яценюк, лидер политической партии "Фронт перемен", народный депутат Украины.

 


Источник: ZAXID.NET.