Печать
Рубрика: Статьи
Просмотров: 5658

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

КрестиныВ народе веками множатся и распространяются суеверия, потомки бережно сохраняют то, что услышали от родителей, и передают дальше. Едва ли не самым изуродованным народными поверьями и предрассудками таинством является крещение — комплекс сакраментально-обрядовых действий, направленных на приобщение ребенка ко Христу.

 Различают несколько вариантов крестин — преимущественно народные, сугубо религиозные и смешанные. На сегодняшний день в городах  уже не так строго придерживаются старинных обрядов, чем в селах,  обязательным действием является сохранение памяти о торжествах — видео и фотосъемка крестин. Наиболее распространен в Украине такой вариант: сначала ребенка крестят в церкви, а затем в семье устраивают застолье. При этом, как и раньше, родители очень беспокоятся о том, чтобы ребенка никто не сглазил и стараются даже окна закрывать, предотвращая наблюдение за малышом с улицы и домов напротив. С этой целью одни предпочитают купить жалюзи на окна — Киев здесь лидер, другие покрывают окна тонированной пленкой, которая днем практически делает невозможным обзор извне.

Когда-то было принято, идя в церковь, стелить на порог верхнюю одежду, на которую клали ребенка; после того как мать трижды переступала через ребенка, кума брала ее на руки и выносила в сени. Там баба клала под порог нож, а кума, переступая порог, подавала нож через окно. После этих магических обрядов кумовья несли ребенка в церковь на крещение. Вообще считается, что пока ребенок некрещеный, мать не может его кормить. Однако сегодня с крестинами особо не спешат: к сожалению, иногда к ним обращаются лишь в случаях опасности жизни ребенка.

В народном обряде крестин важную роль играют кумовья, или вторые родители новорожденного (в церковном варианте — крестные), которых приглашает отец ребенка, приходя с хлебом. Кстати, когда-то можно было выбрать до пяти — десяти пар кумовьев. Отказ от кумовства считается грехом. Если дети у родителей скоро умирают, то, чтобы предотвратить это, в кумовья приглашают первых встречных на улице, но только не детей, — такие кумовья, вернувшись с крещения, вносят ребенка не через дверь, а подают через окно. Но перед тем, как несут ребенка к кресту, на перепутье бросают нечистому жертву — «откупное», говоря: «Вот тебе, черт, плата!»

Ответственность у кумовьев очень велика: они производят для крестников все крестильные обряды, пострижены, обязательно посещают его в день рождения, обеспечивают его так сказать духовной пищей (родные родители должны заниматься материальным благосостоянием ребенка), провожают в школу, сопровождают в день свадьбы (в свадебном обряде крестные играют особенно важную роль), участвуют в гостях во время помолвки, дают свое благословение своему крестнику, не просто присутствуют на свадьбе — им отводят почетные места, они, разумеется, дарят дорогие свадебные подарки. В свою очередь родители крестника несут кумовьям пироги, а подрастающий крестник ежегодно навещают своих вторых родителей, неся им «вечерю» — святой ужин.

На Холмщине сих пор существует обычай почитания первого кумовства, — такого кума сажают на солому на санях и везут от его дома к дому родителей ребенка с уважением. При конце обряда такой кум должен «выкупиться»... Как завивать ребенка к кресту, то кума или мать ребенка кладут под полотно, в которое завернут  ребенок, иглу, чтобы девушка стала хорошей портнихой, или карандаш, чтобы ребенок хорошо учился, или хлеб и деньги, чтобы ребенок никогда не голодал и не нуждался т.п. В церкви к кресту должен держать ребенка немного кум, а чуть кума.

Считается хорошим признаком, когда во время крещения ребенок плачет. Даже не просто хорошим, а необходимым. Раньше, если ребенок молчал, даже немного щипали, чтобы закричал — чтобы «на жизнь было». Если молчит — это неестественно и весьма подозрительно. Ведь именно крещение, как уже отмечалось, — это обряд «вырывания» нового члена Церкви из-под власти дьявола или нечистого вообще. И, когда ребенок не реагирует, люди считали, что сидит в нем дьявол крепко. Как оно отразится на дальнейшей жизни ребенка — кто знает... Поэтому не раздражайтесь и не стесняйтесь, если ваш младенец «разрывается» в церкви от плача. Пусть вам кажется, что сейчас стены потрескаются, — а вон, мол, соседский спит, как ангел.

Существует суеверие, что родные родители таинство крещения наблюдать не должны. Лучше всего, если останутся дома. Как приносят ребенка из церкви, родной родитель берет от крестных родителей окрещенного ребенка в свои руки и кладет в колыбель. Затем производят крестины, причем ребенку желается счастье и здоровье. Делаются маленькие букетики из барвинка, калины, мяты и т.д. и раздаются гостям; эти цветы, принесенные домой, приносят счастье хозяевам. За эти букетики дарится мелочь. На крестинах все сидят за столами, угощаются и поют. Поют песни различных авторов, которые знают: и веселые, и грустные. Преобладают на крестинах однако песни веселые, шуточные, ибо обряд является радостным. Но в Пост песен петь не годится. Суеверие гласит, что роженица и ребенок все это время легко «подпадают под сглаз», а потому их очень берегут от этого, занавешивая и закрывая от глаз не только чужих, но и своих. После крестин на второй день производят покрестины — в кабаке угощают кумовьев и других гостей.

 

Вот такие вот обряды, порой очень непонятные для современного человека, совершали наши предки. Конечно, и сейчас есть люди, которые придерживаются каких-то традиций, не одобряемых церковью. Очень важно воцерковленному христианину знать и понимать истинное значение крещения, а также следовать учению церкви, тогда точно можно будет избежать языческих суеверий не имеющих никакого отношения к таинству.