Печать
Рубрика: История Церкви
Просмотров: 29841

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Украинская Греко-Католическая Церковь (УГКЦ), или Украинская Католическая Церковь, или же просто Киевская Церковь была основана как поместная христианская церковь в 988 году князем Владимиром. В то время раскол между западным и восточным христианским миром был только делом будущего, и Киевская Церковь, будучи митрополией Константинопольского патриархата, состояла в общении также и с Римским патриархом.

Существуют многочисленные исторические свидетельства того, как Киевская Церковь поддерживала братские отношения с Римом, не прервав их даже после раскола 1054 года, когда единая православная католическая Церковь разделилась на две ветви — восточную (православную) и западную (католическую).

Несмотря на то, что между Константинополем и Римом существовали разногласия, киевские иерархи старались сохранить церковное единство. Посланники с Руси принимали участие в соборах западной Церкви в Лионе (1245) и Констанце (1418). Сам киевский митрополит Исидор был одним из инициаторов Флорентийской унии в 1439 году.

Сознавая свое духовное родство с обоими центрами вселенского христианства, Киевская митрополия довольно болезненно переживала разрыв в общении, поэтому когда в 1439 году во Флоренции был проведен Вселенский Собор по объединению Церкви, киевский митрополит с радостью принял в нем участие, став одним из подписавших исторический документ об объединении.

Впоследствии восточные церкви отказались признавать состоявшуюся унию и отозвали свои подписи, однако Киевская митрополия никаких негативных оценок собору во Флоренции не давала.

Желание примирить Запад и Восток у киевских христиан было достаточно сильным, и вот, в конце 16 века в Киеве вновь встал вопрос о восстановлении некогда утраченного духовного сообщения с Вселенским патриархом, наследником апостола Петра — Римским папой. В результате долгих дискуссий священноначалие Киевской митрополии выработало документ, содержащий принципы по восстановлению общения с Римом. Согласно документу, Киевская Церковь сохраняла во всей полноте восточное богословие и обряд, но в качестве главы почитала уже не Константинополь, а Рим.

Таким образом, после 1596 года, когда на соборе в Бресте было принято решение перейти в юрисдикцию Римского патриарха, Киевская Церковь вновь обрела первозданную полноту, восстановив связь с петровым наследником.

Некоторые религиоведы ошибочно называют датой основания Украинской Греко-Католической Церкви 1596 год. Однако в 1596 году никакая новая церковь основана не была, та самая Киевская Церковь, основанная князем Владимиром в 988 году, просто сменила юрисдикцию. Соответственно, не правильно и считать, что с того времени «имущество Православной Церкви перешло к греко-католикам», поскольку имущество Киевской митрополии как было, так и осталось в ее распоряжении. Только спустя 24 года, в 1620 году, Иерусалимский патриарх Феофан, при поддержке казачества, тайно рукоположил новых православных иерархов для Украины, чем фактически вызвал раскол в стране и имущественные междоусобицы.

Именование «греко-католики» по отношению к верующим Киевской Церкви возникло много позже, в 1774 году при Австро-Венгрии с тем, чтобы отличать украинскую церковную структуру, использовавшую греческий (византийский) обряд, от латинской и армянской. В официальных церковных документах для определения УГКЦ употребляли термин Ecclesіa Ruthena unіta, т.е. «объединившаяся Церковь Руси».

После присоединения Украины к Московскому княжеству православную католическую Киевскую Церковь стали притеснять в пользу Московской Церкви, постепенно вытесняя на западные земли, бывшие тогда в составе Речи Посполитой.

Но самый тяжелый удар пришелся на Киевскую Церковь в 1946 году, когда по указанию Сталина НКВД инициировало ее насильное присоединение к Московскому патриархату, который, к слову, никогда не был «материнским» по отношению к Киевской митрополии.

Вопреки всем церковным канонам во Львове в 1946 году был созван «собор», на котором не присутствовало ни одного епископа УГКЦ, а соборы без епископов вообще не могут именоваться соборами, тем более принимать решения за всю поместную церковь.

После этого события Киевская Церковь существовала подпольно, и только в 1988 году — когда верующие в СССР отмечали 1000-летие крещения Руси — греко-католики вышли из подполья и открыто заявили о своем существовании.

Затем в 1991 году из Рима вернулся предстоятель Церкви митрополит Мирослав Иван Любачивский, и с его приездом церковная структура УГКЦ начала восстанавливаться.

В Одессе греко-католический приход впервые появился в 1917 году, когда сосланный имперской властью в 1914 году в Сибирь священник Илья Клывак был отпущен на волю. Возвращаясь из ссылки, он остановился на два года в Одессе, собрал греко-католическую общину, проводил регулярные богослужения и намеревался построить храм. Однако установление богоборческой советской власти помешало этим намерениям, и полноценный греко-католический приход был восстановлен только в 1992 году. В 2003-м здесь был создан Одесско-Крымский экзархат, который возглавил владыка Васыль Ивасюк.

 

Михаил ШЕЛУДЬКО