Печать
Рубрика: Православно-католические отношения
Просмотров: 1404

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Патриарх Иосиф

Предстоятель УГКЦ Патриарх Иосиф Слипый разъясняет причины употребления термина "православный" греко-католиками.

1. - Слово «православный» уже имеет за собой в церковной жизни и литературе долгую историю. В течение всего времени многие ученые, деятели, епископы и верные высказывались за сохранение его в церковной практике или же за устранение или замену на слово «правоверный», или на другое ему подобное. Учитывая то, что этим термином пользуются как латинские и восточные католики, так и все разъединенные православные, а между ними и те, кто недавно отступили от нашей Церкви, вопрос стал снова актуальным. Поэтому надо кое-что вспомнить и выяснить в этом споре.

2. - Богословский термин "православный" — ỏρθόδοξος — был впервые официально употреблен Церковью на Халкедонском IV Вселенском Соборе (451 г.) против монофизитов, которые отрицали соединение двух природ, Божьей и человеческой, в одном лице Иисуса Христа, и им обозначали тех верующих, кто право славят Бога. Позже, Халкидонское православие начали отрицать эпигоны, монофелиты-одновольцы в VII в., уча о наличии во Христе только одной воли, а не двух, Божьей и человеческой, как этому учит вселенская Церковь. Против монофелитов выступил в Риме папа Мартин I (649 - 17.VI.653) и осудил их на Латеранском Синоде 649 г. За то Цареградские василевсы призывали его посадить в тюрьму, и экзарх василевса Констанса ІІ Теодор Каллиопас схватил Папу в Латеранской базилике и отправил в Царьград, где тот был осужден на смерть. По просьбе патриарха Павла, император помиловал его и сослал в Корсунь в полуденную Украину, где тот умер мученической смертью 16.ІХ.655 г. Римский клир еще при его жизни выбрал папой Евгения І, на что папа Мартин сильно жаловался в своих письмах в Царьград и Рим, сетуя на то, что давние верные и друзья так горько его разочаровали.
Папа Мартин І был родом из города Тоди в Умбрии. Он был весьма деятельный, ездил как делегат в Царьград и был вторым, после папы Климента І, папой, погибшим мученической смертью в ссылке в Украине. Главная часть его мощей почивала во Влахернской Богородичной церкви в Херсонесе; другая часть мощей перевезена в Рим и помещена в церкви св. Мартина.

3. - Как уже было сказано, на Латеранском Синоде папа Мартин І осудил монофелитские царские декреты, «Ектезис» и «Типос», и трех сторонников монофелитства, патриархов Сергия, Перга и Павла, ибо, как говорилось на Синоде, учение о двух волях является «набожным, святоотеческим и соборным учением католической Церкви православных», то есть Церкви пяти Вселенских Соборов. Решение папы Мартина І приняли все «православные» Церкви на VI Вселенском Соборе в Константинополе 681 г. Св. Иоанн Дамаскин († 750 г.) позже написал основной богословский труд и назвал его этим именем: Ἒκθεσις τῆς ỏρθόδοξου πίστεως - De fide orthodoxa. Слово «православный» стало общепринятым для обозначения исповедующих истинную веру в отличие от всех еретиков — монофизитов, монофелитов, иконоборцев, иноверцев, сектантов и др. Оно обрело еще больший вес, когда ІІ Никейский Собор 787 г. применил термин «православный» против иконоборцев. Ибо Собор осудил иконоборчество, основанное василевсом Львом Изаврийским. После Собора торжественно отпразднована победа над иконоборцами в Царьграде. В 842 г. решено, чтобы на будущее это праздник отмечали в первое воскресенье Великого Поста как «неделя православия». Итак, православные византийские Церкви не являются православными в противовес Риму, но монофизитам, монофелитам и иконоборцам. Поэтому слово и название «православный» — ỏρθόδοξος — для нас, вселенских западных и восточных католиков, равно как и для византийских христиан, общее.

4. - Со временем название «православный» присвоили себе разъединенные Восточные Церкви, как свою исключительную характеристику и православием стали называть науку первых семи Вселенских Соборов. Однако, такое сужение понятия несправедливо, потому что целая вселенская католическая Церковь является православной. Этот термин был дальше в употреблении и остался также в латинской литургии, равно как и в уставах различных орденов. Слово «православный» много раз слышим на восточных литургиях св. Василия Великого и св. Иоанна Златоуста и на других богослужениях. После отлучения Восточных Церквей от Вселенской и Западной Церкви термин остался неизменен: и те, и другие называли себя православными. С новыми восстановлениями единства на Вселенских Соборах в Лионе, Флоренции и на поместном в Бресте эта практика везде сохранялась. Тридентский Собор завершил свои решения словами: «Это вера св. Петра и Апостолов, это вера Отцов, это вера православных». По этому поводу не было заметных недоразумений вплоть до новых времен. На Западной Украине, в прошлом веке, стали возноситься некоторые голоса за пропуск слова «православный» или замену его словом «правоверный» или другими подобными словами для отличия себя от разделенных православных или, как их тогда называли, от православных «схизматиков». Впоследствии дело получило большую огласку и обострение и даже оказалось в Конгрегации Распространения Веры, от которой пришел внятный ответ: «...Этот вопрос зрело обсужден, и Их Еминенции Отцы решили на общем собрании 16 мая 1887, что первое слово (т.е. «православный») надлежит полностью сохранить. Эта мысль Их Эминенций Отцов была в целости утверждена Высшим Архиереем на аудиенции 17 т. м.». Одновременно решено также, чтобы во избежание недоразумений и искушений научать верных о значении слова (Приложение к постановлениям и решениям Львовского Собора 1891). Св. Папа Пий Х поручил в присяге «искренне принимать науку веры, которую мы приняли от Апостолов через православных Отцов». Итак, Вселенская католическая Церковь никогда не отрекалась и не отречется этого слова, освященного полуторатысячелетней традицией. Правда, каждым словом, понятием, как и каждой вещью можно пользоваться в их полном, верном и истинном значении, но бывает, что ими злоупотребляют или значение сужается. Это, однако, не обесценивает свойственного слова и вещи в их сути. Кроме этого приведенные подобные термины не передают того же понятия, значения, что и «православный», потому что «правоверный» означает того, кто правильно верит, тогда как «православный» — того, кто правильно славит Бога. Итак, существует между ними разница. «Верить» и «славить» — это два разных акта богопочитания, которые не означают того же самого. Вселенская католическая Церковь справедливо называется православной, потому что она единственная правильно, в целой полноте, славит Бога. По данной причине она не может отказываться от этого светлого имени и понятия. Зря поэтому добиваться того от нее, ибо это означало бы отрицать себя саму.

5. - Если другие Церкви хотят присвоить такое название исключительно для себя, из этого еще не следует, чтобы католики должны были отречься от своего права на него или отречься от него. Англиканская Церковь называет себя «католической», но тем не менее, Вселенская Церковь не отрекается от своего тысячелетнего названия. Католики в Англии называют себя для отличия Roman catholic — римо-католики. Подобно и католики русского синодального обряда называют себя «православными католиками». Так же и у нас нельзя отрекаться от прадедовского названия «православный», потому что оно для нас полностью уместно, не обращая внимания на то, что и другие также пользуются им. С другой стороны, мы не можем быть близорукими и узко смотреть на вещи, но должны принимать во внимание факт, что большинство украинцев и русских относятся к православному исповеданию и численно имеют преимущество перед нами. Когда мы не отрекаемся от своей, справедливо нам надлежащей, терминологии "православные", то они не могут нами пренебрегать и считать за сектантов в их понимании и с их точки зрения. Даже наоборот, слово прокладывает нам церковную дорогу к ним. И на Бога надежда, что так произойдет. Потому что мы должны желать и стремиться к единству, согласно завещанию Христа: «да будут все едино» (Ин 17:21) «и на сем камне созижду Церковь Мою» (Мф 16:18), — не Церкви, а только одну Церковь. А это признаем и мы, и они.

В конце концов, таких явлений, где одно название является общим для одного государства или нации, но при этом существуют другие большие различия между подлежащими, носящими то же название, много. Возьмем для примера «христиане»; никто не отрекается этого имени, ни католики, ни православные, хотя им называют себя и еретики, и сектанты, и враждебные нам нации. Немцами являются и республиканцы, и националисты, и монархисты, и христианские социалисты. Так же украинцы. Никто не отрекается этого названия, хотя существуют различные друг другу противостоящие, и даже враждебные, партии и политические группировки, такие как республиканцы, монархисты, националисты, социалисты, коммунисты и другие, как сказано, часто себе диаметрально противопоставленные в своих идеологических программах. И при этом никто не отрекается самого названия — украинцы, немцы. Надо, значит, объяснять нашим верным. В частности старшим, чтобы поняли суть вопроса, освещая его с богословской и исторической точки зрения. Из-за отречения от слова «православный» мы уже несли большие потери. Не надо подвергаться еще новым. Церковно соединенные вместе во Христе, под видимым Предстоятелем, Папой Римским, все мы же останемся православными и в будущем.

От Верховного Архиепископа

Источник: Й. Сліпий, Виголошування слова «православний» на богослуженнях // Благовісник, р. ІІІ, кн. 3-4, Кастельгандольфо-Рим 1967, с. 270-273.